С бумерским приветом

«Оскар» дополнил компромиссы сюрпризами

В Лос-Анджелесе в 93-й раз раздали «Оскаров». Триумф праздновала «Земля кочевников» Хлои Чжао, награжденная за лучший фильм, лучшую режиссуру и главную женскую роль, сыгранную Фрэнсис Макдорманд. Другой актер-ветеран Энтони Хопкинс стал обладателем премии за главную мужскую роль в фильме «Отец». «Оскар» показал стремление, меняясь в духе времени, тем не менее оставаться традиционно любимым и в этом смысле консервативным праздником кино, считает Андрей Плахов.

Победа Фрэнсис Макдорманд (слева) и Хлои Чжао (справа) — дань не только новой политкорректности, но и старым традициям

Фото: Reuters

По многим внешним признакам «Земля кочевников» отвечает современным трендам и активно внедряемым в структуру «Оскара» правилам инклюзивности. В этом кинопроекте сошлись три незаурядные женщины — автор документального исследования о современных кочевниках Джессика Брудер, режиссер Хлоя Чжао, несмотря на молодость и иммигрантские дальневосточные корни уже прослывшая знатоком Америки, а также знаменитая актриса Фрэнсис Макдорманд. Таким образом, фильм, вовсе не будучи коммерческим блокбастером, удовлетворил запросы разных групп влияния.

Разумеется, борцы за инклюзивность порадовались, что второй раз в истории «Оскара» за режиссуру награждена женщина, и впервые — женщина-азиатка.

Знаменательно и то, что второй год подряд побеждают кинематографисты с Дальнего Востока: в прошлом году это был кореец Пон Чун Хо с «Паразитами» (именно он, находясь в Сеуле, онлайн представлял нынешнюю победительницу).

С другой стороны, фильм Хлои Чжао органично вписан в старую добрую американскую традицию, идущую от первых переселенцев и ковбоев, мифологизированную в жанре вестерна. А потом вторично мифологизированную в середине прошлого века в культуре битников, хиппи, «полуночных ковбоев» и «беспечных ездоков». Но там героями были почти исключительно мужчины. А вот в фильме Чжао мы знакомимся с разнополыми героями, объединенными выбором кочевой жизни: преимущественно это документальные персонажи, играющие самих себя. Эти «маленькие люди», по сути маргиналы, рассказывают свои истории — веселые, грустные, никогда не скучные, потому что все они (а не только Гейтс или Маск) — личности, делающие Америку великой страной.

В том, что простые маленькие героини Фрэнсис Макдорманд — большие, уже давно нет сомнений. Во всяком случае, после фильма «Фарго» (1996), куда еще довольно молодые братья Коэн позвали на главную роль Фрэнсис, жену и музу Джоэла Коэна. В сюжете о тотальной моральной коррупции она прославилась в образе женщины-полицейского и первый раз была отмечена «Оскаром». Второй достался ей не так давно — опять же за образ деятельной американки, борющейся со злом, в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

Ну а третий «Оскар» Макдорманд получила за «Землю кочевников», причем не один, а сразу два. Ведь она не только актриса, но и один из продюсеров картины-победительницы, поэтому главный «Оскар» принадлежит в том числе ей. Это значит, что Макдорманд обогнала саму Мерил Стрип с ее тремя «Оскарами» и приблизилась к рекордсменке по этой части Кэтрин Хепбёрн (у той их аж четыре). Заодно еще один рекорд в копилку премии: Макдорманд первая в истории «Оскара» номинирована как актриса и как продюсер за один и тот же фильм, причем выиграла в обеих номинациях.

Для кого-то стало сюрпризом, что не оправдались прогнозы, сулившие победу Виоле Дэвис, афроамериканке, сыгравшей в фильме «Ма Рейни: Мать блюза». Была большая группа поддержки и у Кэри Маллиган из «Девушки, подающей надежды» — картины, которая очевидно встраивается в феминистскую повестку. Но предсказания не оправдались, так же как и в случае Чедвика Боузмана, сыгравшего в той же «Ма Рейни: Мать блюза». В пользу этого актера были и черный цвет кожи, и талант, и тот факт, что он безвременно ушел из жизни. Другим сильнейшим претендентом считался великолепно сыгравший в «Манке» и восхитивший армию своих поклонников Гэри Олдман. Но — карты сложились иначе, и «Оскар» был присужден Энтони Хопкинсу за роль страдающего деменцией старика в фильме «Отец». Знаменитый британский актер, не надеясь на победу, проигнорировал церемонию, а его награждение стало главным сюрпризом последней.

Но тут не стоит забывать, что оскаровские академики — люди преимущественно далеко не юные. Хотя им приходится со скрипом принимать новые правила игры, они явно не в восторге от того, что новейшая версия политкорректности (в отличие от прежней) приветствует эйджизм и не стесняется именовать «бумерами» даже таких выдающихся кинематографистов, как Мартин Скорсезе.

Оба фильма, собравшие хороший урожай наград,— «Земля кочевников» (три «Оскара») и «Отец» (два, второй за адаптированный сценарий Флориана Зеллера и Кристофера Хэмптона) — сняты достаточно молодыми режиссерами, но ставят в центр своего внимания проблемы тех, кто гораздо старше.

Кстати, последнее касается и фильма-победителя в номинации «Лучший иностранный фильм»: его герои — «мужики, которые учат детей бухать», по выражению Томаса Винтерберга, режиссера этой датской картины,— тоже не юноши.

Ну а для тех, кто хочет быть на волне современности, «Оскар» приготовил много «гарнира» к главным блюдам. «Манк» Дэвида Финчера, отодвинутый на синефильскую периферию, награжден за работу оператора и художников-постановщиков. «Довод» Кристофера Нолана — за визуальные эффекты. Не остались без наград и «Минари» (Юн Ё Чжон — лучшая женская роль второго плана), и «Иуда и черный мессия» (Дэниел Калуя — лучшая мужская роль второго плана, а также лучшая песня), и «Ма Рейни: Мать блюза» (грим и костюмы). Только «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина оказался в пролете. В конце концов это тоже повод для оптимизма: когда достойных фильмов больше, чем наград, и даже на лучших их не хватает.

Фотогалерея

«Оскар-2021»

Смотреть

Вся лента