Активы пришли в электродвижение
ОСК хочет забрать себе перспективный институт
Как стало известно “Ъ”, Объединенная судостроительная корпорация вновь предложила передать ей ЦНИИ СЭТ, специализирующийся на системах электродвижения и входящий в состав Крыловского центра (КГНЦ). Системы электродвижения ставятся, в частности, на новые атомные ледоколы ЛК-60. По словам источников “Ъ”, КГНЦ не хочет отдавать институт, поскольку ЦНИИ СЭТ приносит значительный доход.
Гендиректор ОСК Алексей Рахманов предложил главе Минпромторга Денису Мантурову передать корпорации Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ), который сейчас входит в состав Крыловского государственного научного центра (КГНЦ), рассказали “Ъ” источники, знакомые с ситуацией.
ЦНИИ СЭТ специализируется на судовой электронике, технологиях электромонтажных работ и водородной энергетике. В частности, институт создал первую в РФ мощную систему электродвижения для атомных ледоколов ЛК-60.
Как следует из презентации советника гендиректора ОСК Анатолия Алексашина от 24 марта (есть у “Ъ”), корпорацию интересует институт для интеграции с профильными центрами «ОСК-Движение» (комплексный поставщик пропульсивных систем судов и кораблей) и «ОСК-Электромонтажные работы» (системный интегратор продукции и услуг пусконаладочных и электромонтажных работ, создаваемых на базе СПО «Арктика»).
Кроме того, ОСК сотрудничает с «Трансмашхолдингом» (ТМХ) по программе дизелестроения, о чем в интервью “Ъ” 22 декабря 2020 года упоминал господин Рахманов. Участие ТМХ в создании техники для генерации водорода позволит в перспективе использовать данные разработки при создании судовых систем, говорится в презентации. В Минпромторге на запрос “Ъ” не ответили. В ОСК воздержались от комментариев.
Источник “Ъ”, близкий к корпорации, отмечает, что электродвижение «является одним из направлений, которое должно определить облик судостроения будущего».
У ЦНИИ СЭТ хорошие компетенции, но, к примеру, практика сдачи головного ледокола ЛК-60 «Арктика» продемонстрировала, что совмещение научной и производственной деятельности «не всегда дает правильный эффект», поясняет он (о проблемах с системой электродвижения см. “Ъ” от 15 декабря 2020 года). По словам собеседника “Ъ”, институт должен заниматься проектами развития, совершенствованием НИОКР, а производство поручить другой организации, которая «в какой-то части» может базироваться на активах ЦНИИ СЭТ.
Это не первая попытка ОСК получить ЦНИИ СЭТ — год назад Алексей Рахманов уже предлагал расформировать КГНЦ и включить его в корпорацию и другие активы (см. “Ъ” от 10 марта 2020 года). На активы КГНЦ также претендовали Центральный аэродинамический институт имени Жуковского и Курчатовский институт. Собеседники “Ъ” уверяют, что интерес сохраняется. Так, 11 марта директор института Александр Благов в письме в Минпромторг предложил передать им компетенции и имущество КГНЦ, связанные с использованием атомной энергии
КГНЦ основан в 1894 году. Это крупнейший в РФ институт, выполняющий работы для военно-морского флота и судостроения. В последние годы долги предприятия росли, в отрасли стали говорить, что он «превратился в среднее проектное бюро». По данным “Ъ”, в рамках программы оздоровления предприятий ОПК в 2020 году были реструктурированы долги КГНЦ на 4,7 млрд руб.
Источник “Ъ”, близкий к КГНЦ, уверяет, что ЦНИИ СЭТ приносит значительный доход. В перспективе системы электродвижения будут стоять не только на ледоколах ЛК-60 и «Лидер», но и на корветах проекта 20386, перспективных авианосцах и т. д.
Сейчас рассматривается модернизация испытательного стенда электродвижения мощностью 40 МВт, дополнение испытаний нагрузочной машиной и виброустановкой, а также цифровое моделирование систем электродвижения, отмечает собеседник “Ъ”. По его словам, расформирование КГНЦ приведет к «потере наработанных десятилетиями компетенций». Другой собеседник “Ъ” добавляет, что КГНЦ — это ФГУП, и «из него нельзя просто так взять и вытащить какой-то актив», а реорганизация центра в форму ФГБУ отложена.
Источник “Ъ” среди крупных заказчиков судов считает, что для ОСК электродвижение — тоже непрофильный вид деятельности. Во всем мире машиностроительные, электротехнические подразделения, обстройка — это специализированные предприятия, которые не связаны с верфями и имеют диверсифицированный портфель заказов.