Арт-резня
Михаил Трофименков о «Новом порядке» как имитации политического кино
В прокат выходит лауреат Венеции, фильм мексиканца Мишеля Франко («Хроник», «Дочери Абриль») о резне в Мехико. Франко держит в уме классику политического кино, но смотрит на классовую борьбу глазами гостя на буржуазной вечеринке — как и его привилегированные фестивальные зрители
Фото: Каскад фильм
«Новый порядок» завоевал Приз Большого жюри Венецианского фестиваля, а режиссер Мишель Франко — титул наследника Луиса Бунюэля. С титулом явное недоразумение: с великим сюрреалистом Франко не имеет ничего общего. Разве что в «Новом порядке», как и в «Ангеле-истребителе» (1962) Бунюэля, сильные мира сего оказываются заложниками неких апокалиптических событий. Но садистская фантазия Франко о беспощадном бунте городских низов и еще более беспощадном его подавлении озверевшей военщиной в чем-то загадочна. Трудно понять, искренняя ли это имитация политического кино 1970-х, актуальная антиутопия или спекуляция на всеобщем ощущении, мягко говоря, тревожного положения дел в мире.
Зато в выборе Венецианского жюри ничего загадочного нет. «Цивилизованному миру» неуютно, неловко, страшно. В конце 1980-х устами Фрэнсиса Фукуямы объявив о «конце истории», западное общество не хочет, но вынуждено смириться с тем, что история как череда потрясений никуда не делась. Оно нехотя осознает, что его бедствия — лишь рикошет событий, происходящих за пределами уютной, обжитой, крошечной Европы. Оно жаждет хоть какой-нибудь определенности, просит «сделать ему больно» в надежде сублимировать свои страхи. Франко как представитель страшного «большого мира» делает Европе больно: мастеровито и с неуместной декоративностью. Кроваво-красный и зеленый цвета — даже из крана в какой-то момент течет зеленая вода — самозабвенно буйствуют на экране так, что и груды израненных тел кажутся арт-инсталляцией.
Очень скоро эта декоративность начинает раздражать. Не столько потому, что не может задрапировать схематизм фильма, сколько потому, что Франко ухитряется потеряться в собственном, как сказал бы Борхес, лабиринте, состоящем из одной прямой линии.
Фото: Каскад фильм
Фото: Каскад фильм
Сначала он противопоставляет два мира, два Мехико, граница между которыми кажется столь же непреодолимой, как сто лет тому назад. Сливки общества собираются в особняке некоего влиятельного персонажа на свадьбу его дочери Марианны (Найан Гонсалес Норвинд). Меж тем в бедных кварталах вовсю полыхает кровавый кошмар бунта, но известие о нем — не более чем информационный шум. Мятеж способен разве что доставить мелкие хлопоты гостям, вынужденным объезжать армейские блокпосты. И то правда, сколько таких мятежей прошелестело мимо таких особняков. Но на этот раз все сложится иначе.
Сначала в поместье не ворвутся даже, а просто зайдут незваные гости — безжалостные мародеры и убийцы с индейскими лицами. Не только слуги, но даже цепные охранники особняка присоединятся к их оргии. Марианна отлучается с собственной свадьбы до вторжения толпы — избыточное человеколюбие гонит ее в бедняцкий квартал, чтобы вручить бывшему слуге деньги на операцию жены. Казалось бы, повезло ей. Но встреча с солдатами, зачищающими город, обернется таким адом, что быстрая смерть от рук погромщиков покажется упущенной удачей.
Вычислить источники режиссерского вдохновения нетрудно. Прообраз погромного бунта — «Каракасо», стихийный мятеж венесуэльской столицы в феврале 1989-го против неолиберального поворота в экономике. С тех пор похожие бунты случались не раз. Скажем, декабрь 2001-го выдался кровавым в Аргентине, не далее чем в 2019–2020-м взрывались Колумбия, Чили, Гондурас. Но «Каракасо» остался в истории как самый жестокий из мятежей (бойня длилась десять суток и унесла, по некоторым оценкам, три тысячи жизней) и как самый судьбоносный. Мизансцены «Нового порядка» воспроизводят знаменитые фотографии резни в Каракасе.
Бесчинства же победителей цитируют практику военных хунт Чили и Аргентины. Те же импровизированные концлагеря, тот же конвейер насилия, то же вымогательство у жертв выкупа. У Мехико свой подобный опыт: расстрелы сотен студентов во время «резни Тлателолько» в 1968-м и «резня Тела Христова» в 1971-м.
Другими словами, «Новый порядок» устроен как коллажный конспект классовой борьбы неолиберальной эпохи: за обреченным бунтом — кровавый пир победителей. Что само по себе вовсе не плохо: в былинную эпоху 1960–1970-х левые режиссеры снимали такие конспекты от Боливии до Японии, и среди них было немало шедевров. Но есть нюансы. «Новый порядок» не более чем похож на политическое кино, которое — стесненное в средствах и оттого изобретательное — само было частью исторического процесса. Его авторы считали себя солдатами революции, что наполняло умозрительные сценарии искренностью.
Франко ничем не стеснен и ничем не ангажирован. Ему равно отвратительны бунтовщики и каратели. Он подобен гостям на свадьбе, которые знать бы не знали обо всех ужасах, если бы армия сумела защитить квартал особняков. Ужас для него заключается в том, что Марианна «попала под раздачу», пав жертвой тех, кто охраняет ее классовые интересы. Конечно, гибель от рук люмпенов ничем не слаще гибели от рук карателей, но это в жизни. В кино такая поза режиссера оборачивается тем, что эмпатии ни к кому не испытываешь. Франко не то чтобы снимает с холодным носом: все гораздо хуже. Экранные пытки и изнасилования вызывают ту же неловкость, что и садомазохистское порно на тему инквизиции или концлагерей. Такого порно в мире с конца 1960-х тоже снято немерено, только вот у его безвестных авторов не было шансов попасть в Венецию.
В прокате с 20 мая