Депутаты Ленобласти преодолели мусорное вето
ЗакС не поддержал прокуратуру, пытавшуюся отменить высокие штрафы за незаконные свалки в регионе
Депутаты Законодательного собрания Ленобласти отклонили протест прокурора региона, выступающего против высоких размеров штрафов за вывоз отходов в неположенное место. Размер областных санкций в несколько раз превысил установленную федеральным законодательством планку, что и вызвало недовольство надзорного ведомства. В прокуратуре решается вопрос об оспаривании областного закона в суде.
Протест прокурора на новую редакцию областного закона «Об административных правонарушениях» обсуждался вчера на заседании ЗакСа Ленобласти. Такой вердикт ведомство вынесло в связи с размером штрафов за нелегальный вывоз мусора. В начале этого года его установили на уровне от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для физических лиц, от 500 тыс. до 900 тыс.— для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц и от 1 млн до 1,5 млн рублей — для юридических. Размеры новых санкций оказались в разы выше утвержденных на федеральном уровне. Согласно ст. 3.5 КоАП, штраф для граждан не должен превышать 5 тыс. рублей, должностных лиц — 50 тыс. рублей, юридических — 1 млн рублей.
Старший помощник прокурора Ленобласти по взаимодействию с органами власти и местного самоуправления Наталья Зайцева сообщила “Ъ”, что данные изменения в региональный закон содержат и коррупциогенный фактор, поскольку при принятии нормативного акта власти превысили пределы своих полномочий.
Значительное увеличение штрафов произошло в рамках глобальных изменений в мусорной реформе Ленобласти, о которых заявил губернатор Александр Дрозденко летом прошлого года. Новый закон, регулирующий обращение с отходами производства и потребления, был принят в начале 2021 года. Он также предусматривает создание единой системы контроля логистики с оснащением мусоровозов QR-кодами, запрет работы полигонов без глубокой переработки мусора в 2023 году и другие меры. Опасения прокуратуры, связанные с несоответствием штрафов в Ленобласти нормам федерального законодательства, звучали еще во время разработки законопроекта, но власти региона смягчать санкции отказались. «Нам не победить "серую" схему по утилизации отходов и создание несанкционированных свалок, если мы кратно не увеличим штрафы»,— объяснял тогда господин Дрозденко. В Госэконадзоре Ленобласти сообщили “Ъ”, что пока в регионе действует переходный период и поэтому на нарушителей накладывают установленные ранее штрафы.
Обсуждение протеста прокурора у депутатов областного ЗакСа вызвало противоречивую реакцию. Партия власти настаивала на его отклонении, а немногочисленные представители оппозиции выступали за его поддержку. «В связи с тем, что законодательная инициатива об установлении таких же штрафов на федеральном уровне направлена в Госдуму, необходимо не согласиться с протестом»,— сказал единоросс Олег Петров. Аналогичного мнения придерживается и его однопартиец Юрий Терентьев. Он добавил, что на заседании профильной комиссии были рассмотрены изменения в КоАП, согласно которым «губернатор имеет право вносить изменения по установлению штрафов в своем регионе». Коммунист Николай Кузьмин подчеркнул, что закон об ужесточении санкций в стране еще не принят и не факт, что это произойдет. Либерал-демократ Андрей Лебедев добавил, что он сам лично выступает за новый размер штрафов: «Но только мы нарушаем федеральный закон. Ну при всем уважении, мы реально его нарушаем». Эсер Александр Перминов и вовсе решил заранее уточнить, кто потом будет представлять интересы ЗакСа в суде. В итоге за признание протеста подлежащим удовлетворению проголосовали семь народных избранников, 28 — против.
Наталья Зайцева сообщила, что прокуратурой Ленобласти решается вопрос об оспаривании областного закона в судебном порядке.
В случае обжалования постановления о назначении противоречащего федеральному законодательству штрафа суд должен будет отменить его, отмечает старший юрист Maxima Legal Сергей Бакешин. По поводу высказывания парламентария ЗакСа о том, что глава региона может менять размеры административных штрафов, эксперт напомнил, что губернатор ни в коем случае не имеет права этого делать, так как они устанавливаются законом, то есть определяются законодательными органами. «Наделение губернатора таким полномочием нарушило бы принцип разделения властей»,— резюмировал Сергей Бакешин.