Страны «пятерки» увлеклись торговлей
В Казань приехали премьеры стран ЕАЭС
Саммит глав правительств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Казани на этот раз продлится три дня. Начавшись вчера с двусторонних встреч, завтра он завершится расширенным заседанием межправительственного совета. Сегодня же премьеры стран «пятерки» собрались для обсуждения вопросов товарооборота, экспорта продукции и для решения проблем интеграции в узком составе. С учетом наблюдателей и приглашённых гостей саммит оказался схож с мероприятием более крупного объединения — Содружества независимых государств: в Казань приехали делегации девяти из 11 стран СНГ.
Программа двусторонних встреч и непосредственно самого заседания глав правительств ЕАЭС, которая обычно занимает один-два дня, в этот раз растянулась на три. Вчера в Казани премьер-министр России Михаил Мишустин встретился с коллегами из Белоруссии и Казахстана — Романом Головченко и Аскаром Маминым. Отметим, что с белорусским премьером Михаил Мишустин встречался совсем недавно — 16 апреля глава российского правительства посетил Минск, поэтому вчерашняя беседа выглядела продолжением двусторонних контактов. Встреча же с Аскаром Маминым было более официальной, по ее итогам стороны подписали семь документов, среди которых — комплексная программа экономического сотрудничества правительств России и Казахстана на 2021–2025 годы.
Объединила обе эти встречи фиксация постепенного восстановления товарооборота в ЕАЭС, просевшего из-за пандемии.
Объем торговли между Россией и Белоруссией в феврале-марте вырос на 18% (до $5 млрд) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (за минувший год он сократился на 17%, до $29 млрд). Восстановление объемов торговли между Россией и Казахстаном проходит несколько медленнее, пока Москва и Нур-Султан отмечают лишь восстановление товарооборота в первом квартале 2021 года до прошлогоднего уровня.
Примерно так же строились и двусторонние встречи с премьерами двух других стран «пятерки» — Армении и Киргизии. В обоих случаях Михаил Мишустин предложил поручить межправкомиссии подготовить предложения по наращиванию объемов торговли и взаимных инвестиций. Говорили премьеры и о борьбе с пандемией, в частности, о поставках российских вакцин.
За одним столом главы правительств собрались уже после двусторонних встреч. Сегодня они провели заседание в узком составе и в закрытом режиме — после коротких вступительных слов Михаила Мишустина и Аскара Мамина (Казахстан в этом году является председателем в ЕАЭС). Господин Мамин обозначил вопросы, которые премьеры продолжат обсуждать завтра в рамках расширенного заседания межправсовета: регулирование экспорта отдельных товаров, меры по защите рынка сельхозпродукции ЕАЭС от вирусов растений. Также планируется рассмотреть доклад о развитии электронной торговли и утвердить основные направления промышленного сотрудничества в рамках союза до 2025 года.
Помимо основных участников — премьеров «пятерки» и наблюдателей — в качестве гостей на заседание были приглашены премьер Таджикистана Кохир Расулзода и зампред кабмина Туркмении Сердар Бердымухамедов. По словам Михаила Мишустина, сегодняшняя встреча «подтверждает еще раз растущий интерес к евразийской интеграции».
Пока, отметим, она далека от желаемого уровня — речь идет о постоянно выявляемых барьерах на пространстве ЕАЭС, а также о внутренних разногласиях между странами «пятерки».
Например, на прошлом заседании премьерам не удалось договорить об общих подходах к улучшению механизмов применения антидемпинговых и компенсационных мер — это приводит к тому, что периодически страны блокируют эти меры друг друга (см. “Ъ” от 6 февраля).
Состав правительственных делегаций, прибывших в Казань, расширил саммит практически до масштабов Содружества независимых государств — девять из 11 стран объединения (за исключением Украины и Азербайджана) сегодня были представлены в столице Татарстана (Молдавия — на уровне чрезвычайного посла). Впрочем, вопросы «за пределами» ЕАЭС обсуждались лишь в формате двусторонних встреч с российским премьером и касались обоюдного сотрудничества. Более того, визит премьера Таджикистана в Казань совпал с началом вооруженного столкновения на границе Таджикистана и Киргизии, так что саммит стал еще и площадкой для закрытых переговоров по этому вопросу премьеров двух стран.