Киргизию приводят к новому конституционному порядку
В обращении к народу президент говорил о войне и кризисе
Президент Киргизии Садыр Жапаров подписал новую конституцию, принятую на общенациональном референдуме 11 апреля. Теперь у господина Жапарова будет куда больше полномочий, чем было у его предшественников. В частности, глава государства сможет назначать и увольнять министров без оглядки на парламент. Между тем выступление президента по этому поводу было посвящено не столько основному закону, сколько тяжелым вызовам, с которыми столкнулась страна: от упадка экономики до ситуации на границе с Таджикистаном, которая далека от урегулирования.
В Киргизии официально вступает в силу новая конституция, подготовленная после очередной волны протестов и отставки правительства в конце 2020 года. Напомним, что по этому поводу в стране прошло два референдума: один в январе, когда гражданам предлагали выбрать, поддерживают ли они переход к президентской форме правления или нет, а второй — в апреле, когда было необходимо утвердить уже готовый текст.
Но речь Садыра Жапарова, посвященная этому знаковому событию, была совсем не радостной.
«Сегодня я волею судьбы стою перед вами, подписав основной закон — конституцию Кыргызской Республики! Я обращаюсь к каждому из вас, ко всем сыновьям и дочерям нашего народа, от мала до велика! — заявил он и перешел к тяжелым и болезненным темам.— Мы стали свидетелями событий, угрожающих территориальной целостности и безопасности Кыргызстана. Для сохранения мира и стабильности были приняты все необходимые меры. Хочу выразить мои глубокие соболезнования семьям погибших и пострадавшим в этих событиях».
Президент Киргизии, разумеется, имел в виду пограничный конфликт с Таджикистаном, который унес жизни 36 киргизов. «Нам необходимо организовать армию по принципу специальных подразделений, полностью подготовленных и технологически оснащенных для ведения боевых действий в горных условиях,— заявил господин Жапаров.— С другой стороны, мы перейдем к созданию ''народных дружинников''. Эта система обеспечивает высокий уровень мобилизационной готовности населения, проживающего в приграничных районах, возможность сосредоточить значительные силы против военных угроз и нападений».
Еще одной темой выступления Садыра Жапарова стало экономическое положение страны.
«Ни одному из предшествующих президентов не выпали на долю столь сложное положение и кризисная ситуация, как сейчас»,— сказал господин Жапаров.
Экономическое состояние Киргизии сегодня не вызывает оптимизма даже у властей. Заявление президента по этому поводу было больше похоже на очередные сводки военных действий. «В прошлом году темпы роста ВВП нашей страны снизились почти на 9%»,— уточнил он и добавил: такого не было последние 20 лет. «Дефицит бюджета увеличился втрое по сравнению с предыдущими годами и составил 3% от ВВП. К концу года размер внешнего долга составил 58% к ВВП, достигнув критического уровня»,— сыпал президент пугающими цифрами.
С принятием новой конституции ответственность за решение всех этих проблем будет лежать преимущественно на самом главе государства — его полномочия серьезно расширились. Отныне президент возглавляет правительство страны, а руководитель его аппарата исполняет обязанности премьер-министра. Назначение и увольнение всех министров и даже глав местных администраций также лежит на главе государства. А вот парламент даже не сможет выразить правительству недоверие.
Кроме того, в системе государственной власти появляется новый коллективный орган — Курултай. Он может выдвигать собственные законодательные инициативы. «Нам нужно найти свой путь через кыргызскую идентичность, иными словами, необходимо найти собственную модель экономического развития. Для широкого, открытого, всестороннего обсуждения относительно столь важной и значимой для нас цели накануне тридцатой годовщины независимости призываю провести всемирный Курултай кыргызского народа»,— предложил президент.
«В послании Садыра Жапарова все сказано верно, но остается главный вопрос — какая команда будет заниматься поставленными вопросами? — отметил в беседе с “Ъ” экс-премьер Киргизии Темир Сариев.
— Времени в обрез, терпение народа истощается, критика действий власти увеличивается. Второй момент — у президента достаточно мощные полномочия по новой конституции. Их можно использовать для принятия быстрых, нужных, иногда непопулярных решений для оживления экономики и улучшения жизни населения. Но если эти широкие полномочия будут направлены на укрепление личной власти и подавление инакомыслия и оппонентов, то можно ожидать очередного взрыва недовольства в обществе. У людей еще есть надежда на лучшее, но действовать надо без промедления».
Между тем перед Киргизией стоит и еще одна непростая задача — проведение честных парламентских выборов. Напомним, именно подозрения в фальсификациях и сговоре ряда партий, близких к экс-президенту Сооронбаю Жээнбекову, привели к массовым протестам и практически полному разрушению государственной власти осенью 2020 года. Новые же выборы должны пройти осенью 2021 года.