Элла Памфилова нашла общий язык с Западом

ЦИК и БДИПЧ ОБСЕ достигли компромисса о визите миссии по оценке потребностей

Члены Центризбиркома (ЦИК) в четверг встретились с руководством Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, после чего глава ЦИКа Элла Памфилова заявила, что миссия бюро по оценке потребностей на предстоящих выборах в Госдуму может быть развернута в начале июня. Источники “Ъ” назвали эту договоренность компромиссной, а глава БДИПЧ Маттео Мекаччи охарактеризовал переговоры в Москве как «откровенные, но конструктивные». Член ЦИКа Игорь Борисов и сенатор Андрей Климов обвинили БДИПЧ в обслуживании западных интересов и пригрозили последствиями за вмешательство в российские выборы, но в целом ЦИК дал понять, что готов к широкому взаимодействию с международными наблюдателями. Впрочем, окончательные решения будут зависеть от позиции администрации президента, полагает эксперт.

Председатель ЦИК России Элла Памфилова

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Вопрос о сроках и формате миссии по оценке потребностей (МОП), приезд которой должен стать первым этапом международного мониторинга осенних выборов в Госдуму, был одним из главных в ходе двухдневного визита Маттео Мекаччи в Москву. Источники “Ъ”, знакомые с ходом переговоров, отмечают, что договоренность о прибытии МОП в Россию в начале июня стала компромиссом. Изначально в БДИПЧ хотели прислать ее уже 24 мая. В Москве же, как писал “Ъ”, не исключали, что позволят МОП приехать только после официального старта предвыборной кампании, то есть не ранее конца июня. Принятое в итоге решение, как дают понять собеседники “Ъ”, удовлетворило всех.

МОП обычно проводит в стране несколько дней и после встреч с различными участниками предвыборной кампании — от членов избиркомов до НКО и СМИ — представляет отчет с рекомендациями о формате направляемых затем долгосрочной и краткосрочной наблюдательных миссий. При подготовке рекомендаций члены МОП учитывают такие факторы, как, например, наличие условий для наблюдения, политический плюрализм и прозрачность избирательного процесса и доверие к нему общества, степень выполнения рекомендаций БДИПЧ по итогам предыдущих выборов. При этом МОП может даже рекомендовать бюро отказаться от наблюдения за избирательной кампанией, если сочтет, что с выборами в стране все очень хорошо или же, наоборот, слишком плохо.

Журналистов на встречу с Маттео Мекаччи не пригласили. По ее итогам сначала появилось заявление Эллы Памфиловой в официальном Telegram-канале ЦИКа, в котором она сообщила, что МОП может быть развернута в начале июня, а позднее — пресс-релиз на сайте комиссии.

«Курс ЦИК — максимальная открытость избирательного процесса, в том числе и для международных наблюдателей»,— цитирует пресс-служба слова главы комиссии.

Одновременно она выразила надежду, что в составе миссии наблюдения БДИПЧ ОБСЕ будут представлены высокопрофессиональные специалисты, готовые объективно оценивать ситуацию на выборах в России.

Член ЦИКа Антон Лопатин в четверг в ходе круглого стола близкого к администрации президента Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) рассказал, что господин Мекаччи, «как бы ни показалось это странным», заинтересовался российской технологией электронного голосования, причем «не с точки зрения критики», а в контексте пандемической ситуации.

Глава БДИПЧ Маттео Мекаччи

Фото: OSCE PA

Однако дружелюбие к БДИПЧ проявляют не все российские политики и даже не все члены ЦИКа. Например, член комиссии Игорь Борисов, находившийся в тот же день на выездном совещании международного комитета Совета федерации в Санкт-Петербурге, заявил, что БДИПЧ «пытается навязать свои правила в период национальных электоральных процедур», «максимально содействует ослаблению государственности» и «на протяжении 25 лет обслуживает западный интерес, действует совершенно латентно и не прозрачно». А главу комиссии Совета федерации по борьбе с иностранным вмешательством в дела России Андрея Климова насторожило, что Маттео Мекаччи в ходе своего визита в Москву запланировал встречу с представителями «Голоса» — «признанной иностранным агентом структуры». В связи с этим сенатор пригрозил, что попытки иностранного вмешательства в российский электоральный процесс, «в том числе и с использованием так называемых наблюдателей», не останутся незамеченными.

Тем не менее сам господин Мекаччи охарактеризовал переговоры в Москве как «откровенные, но конструктивные». Помимо встречи с Эллой Памфиловой, он пообщался с уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой и побывал в Госдуме и Департаменте общеевропейского сотрудничества МИДа.

По словам главы БДИПЧ, он и его российские собеседники сошлись во мнении, что «трудности надо решать совместно, тогда будет прогресс».

Стоит напомнить, что до назначения главой БДИПЧ в конце 2020 года итальянского правозащитника Маттео Мекаччи отношения России с этой мониторинговой структурой были весьма напряженными. Во многих предыдущих докладах бюро содержались весьма резкие оценки различных аспектов российских выборов, а Москва в ответ не раз заявляла, что БДИПЧ предвзято относится к выборам на постсоветском пространстве, закрывая глаза на недочеты в государствах Запада. Самый острый кризис в отношениях случился в 2007 году, в результате чего представители БДИПЧ не участвовали в наблюдении за выборами в Госдуму-2007 и президентскими выборами 2008 года: тогда ЦИК выдвинул для миссии БДИПЧ слишком жесткие условия работы, с которыми бюро не согласилось.

Эксперт по избирательному праву Андрей Бузин отмечает, что сейчас в отношениях ЦИКа с западными наблюдателями виден прогресс — в частности, по сравнению с 2011 годом, когда за выборами наблюдала лишь урезанная миссия ПАСЕ. Но в целом они все равно напоминают отношения России с Западом, констатирует эксперт: «С одной стороны, они чрезвычайно напряженные, с другой — ЦИК делает вид, что взаимодействие будет широким. Но комиссия не очень самостоятельна: если их одернут из администрации президента, то они это прекратят». Основные разногласия между организаторами выборов и международными наблюдателями всегда возникают именно по долгосрочному наблюдению, так как изъяны российского избирательного процесса сместились к его началу, подчеркивает господин Бузин. Он также напоминает, что наряду с наблюдателями ОБСЕ и ПАСЕ в Россию охотно приезжают другие иностранные наблюдатели, дающие положительные оценки российским выборам: «Такие на будущих выборах точно будут. Хотя они, по моему мнению, плохо разбираются в том, что у нас происходит».

Елена Рожкова, Елена Черненко, Андрей Винокуров

Вся лента