«Новые люди» нашли пробелы в образовании
Партия призывает обучать бизнесу школьников и студентов
Партия «Новые люди» и ВЦИОМ провели в понедельник экспертную дискуссию о перспективах развития бизнеса среди молодежи, в ходе которой выяснилось, что 82% россиян считают школьное образование недостаточным для взрослой жизни. По мнению лидера партии Алексея Нечаева, предпринимательство нужно внедрять в школьную программу, но пока эту идею поддерживают только власти Москвы. Депутат Мосгордумы, педагог и бизнесмен Любовь Никитина считает, что в условиях упадка малого и среднего бизнеса на фоне пандемии перспективнее восстанавливать в школах профориентацию.
Партия «Новые люди» и ВЦИОМ обсудили 24 мая перспективы предпринимательского образования в России. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров представил результаты исследования об отношении россиян к предпринимательству, согласно которым 60% респондентов сами хотели бы стать бизнесменами, а 62% желали бы такого будущего для своих детей. Наиболее привлекательными чертами предпринимательства россияне считают независимость, возможность заниматься любимым делом, самореализацию и высокий доход. На вопрос, готовит ли школа к самостоятельной жизни, 82% респондентов ответили отрицательно и лишь 10% — положительно.
Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев (его фонд «Капитаны» занимается внедрением предпринимательского образования) полагает, что школа сохраняет консервативный подход и не готовит детей к взрослой жизни: «У нас вообще страна консерваторов. Что нам консервировать? Бедность? Нищету? Технологическую отсталость?»
Предпринимательство господин Нечаев считает «компетенцией XXI века», поэтому новый экономический курс Россия сможет взять усилиями «людей вольных, а не служивых».
«У нас есть прекрасный YotaPhone — уже 700 штук продали наши производители, уже могут трепетать Samsung и Apple, что их скоро потеснят с рынка»,— не удержался от сарказма лидер «Новых людей», назвав такие госинвестиции «уколом в протез». По его мнению, уроки предпринимательства не нужно насильно запихивать в школы, чтобы их преподавали мало понимающие в бизнесе учителя математики или физкультуры. Поэтому «Капитаны» внедряют предпринимательские клубы для школьников, где в роли коучей выступают обучившиеся студенты.
Впрочем, внедрение предпринимательского образования в школах поддерживают пока не все регионы. По словам замдекана факультета бизнеса «Капитаны» в РЭУ имени Плеханова и руководителя сети предпринимательских клубов для школьников «Школа дела» Ивана Моручкова, понимание удалось найти с московскими властями, поэтому за 2020 год более 50 тыс. столичных школьников прошли обучающий курс.
На дискуссию были приглашены молодые люди, чьи бизнес-проекты после прохождения курсов «Капитанов» оказались успешными.
Например, 20-летняя Анастасия Филиппова открывает в Волгограде «Школу юного хендлера», а студент-первокурсник Глеб Деляев — кожевенную мастерскую. Оба студента признались, что обучение разрушило их внутренние барьеры и подарило им прилив энергии. Студент 4-го курса факультета бизнеса РЭУ имени Плеханова Артемий Долгополов вспомнил, как еще в школе отработал две недели на сборе вишни и черешни и получил за это всего 1,5 тыс. руб. «И я понял, что владелец полей заработал в десятки раз больше. Я, конечно, один раз взял ведро себе домой, не сказав об этом. И точно решил еще тогда, что, когда ты сотрудник, есть потолок, который определяет твой работодатель»,— поделился сокровенным студент. Школа, по его словам, никак не развивала в нем предпринимательские задатки, и, только уже будучи студентом факультета бизнеса, на который его привела реклама в Instagram, он решился на кредит и открытие коворкинга в Белгороде.
Завершая дискуссию, господин Нечаев подчеркнул, что «надо учить людей не бороться с богатыми, а становиться богатыми». Поэтому, по его словам, в 2022 году еще в 30 городах России будут развернуты образовательные программы фонда «Капитаны» (сейчас они действуют в 12 городах).
Депутат Мосгордумы от КПРФ Любовь Никитина, которая имеет педагогическое образование и многолетний опыт ведения бизнеса, в том числе в области образовательных семинаров, не считает проект господина Нечаева полезным: «Мне он кажется избыточным. Обучение предпринимательству в условиях, когда малый и средний бизнес благополучно загибаются на фоне пандемии, мне кажется несвоевременным». Депутат полагает, что сейчас нужны программы, которые выявляют способности детей.
«В советские годы была очень серьезная научно обоснованная система профориентации. Если бы была возобновлена такая работа — это было бы полезно. А проект "Новых людей" не вреден, но и не полезен»,— отмечает госпожа Никитина.
Политолог Константин Калачев, опираясь на личный опыт общения с Алексеем Нечаевым, готов сделать вывод о серьезности его намерений. «Но меня смущает оговорка о том, что пока удалось выстроить отношения только в Москве,— признается эксперт.— В переводе на русский это звучит так, что кандидаты "Новых людей" серьезную конкуренцию кандидатам "лояльного" пула в округах (на выборах в Госдуму в Москве.— “Ъ”) не составят. Образовательные проекты и их поддержка взамен на отказ от жесткого оппонирования и партнерские отношения». Желание поучаствовать в формировании нового поколения предпринимателей у лидера «Новых людей», безусловно, присутствует, но «электоральный выхлоп» этой истории не вызывает доверия, добавляет господин Калачев: «Для выборов это далеко не основная тема. А вот то, что партия нашла общий язык с мэрией,— это интересно».