Учиться по-взрослому
Рынок труда
Между «покупать обученных» и «обучать своих» нижегородские работодатели выбирают второе: почти в 60% региональных компаний есть свои системы обучения сотрудников. А в крупных промышленных холдингах система повышения квалификации и переподготовки специалистов — в основе кадровой политики и распространяется на всех, от рабочих до руководителей. Участники рынка уверены, что роль корпоративного образования будет только расти: люди готовы многократно менять траектории своего профессионального развития, чтобы успеть за скоростями современного меняющегося мира.
Осенью прошлого года служба исследований hh.ru провела опрос соискателей, чтобы выяснить их отношение к наличию в компаниях систем корпоративного обучения (опрос проводился с 28 октября по 2 ноября 2020 года). 73% соискателей согласились с тем, что во всех компаниях должна быть система обучения сотрудников, и 56% работающих респондентов заявили, что в их компаниях есть такие системы. Выше всего эта доля оказалась среди соискателей из сфер рабочего персонала (76%), банковской системы (75%) и добычи сырья (74%). В Нижегородской области о наличии системы обучения сотрудников сообщили 58% респондентов.
«В быстро меняющемся современном мире роль корпоративных университетов очень высока. Если раньше человек за свою жизнь получал одно образование — высшее или среднее и считал, что его карьера сложилась, то сегодня за трудовую деятельность специалист может поменять карьерную траекторию до восьми раз. Постоянно приходится не просто учиться, но переучиваться и, как ни парадоксально, разучиваться, то есть напрочь забывать те знания и навыки, которые еще недавно были актуальны, и осваивать новые. Всему этому способствуют возможности корпоративного образования», — объясняет директор корпоративного университета группы ГАЗ Галина Бирюкова.
По словам директора нижегородского филиала HeadHunter Ольги Брылевой, корпоративные университеты — необходимое сегодня конкурентное преимущество для претендентов на лидерство: «Схема "у кого оборудование лучше, тот и выиграл" сегодня не работает, сейчас конкуренция многограннее: у кого образованнее персонал и эффективнее бизнес-процессы — тот первый. Многие крупные компании в разных сегментах бизнеса — и производственные, и из ИТ-отрасли — уже имеют корпоративные университеты, чтобы обучать людей конкретно под свои потребности. И власть также стала использовать эту форму обучения».
Руководитель корпоративного университета ОМК Наталья Кавинская отмечает, что собственный корпоративный университет помогает взаимному развитию компании и сотрудников: «Это показатель зрелости компании, который повышает ее ценность как работодателя на рынке труда. Он позволяет обучить сотрудников, а не искать свободных кандидатов с нужными навыками на рынке труда. И для компании корпоративный университет выступает ресурсом, которым можно управлять. В то время как рынком труда управлять нельзя. Также корпоративный университет помогает сохранить компании накопленный опыт, а сотрудникам дает возможность больше знать и уметь, помогает продвижению в карьере. Компания не может развиваться быстрее, чем ее сотрудники».
Главные тренды
В периметре конкретных компаний роль корпоративных университетов состоит не только в предоставлении новых возможностей специалистам всех уровней, но и в поддержании корпоративной культуры. «Доучивать персонал приходится любой организации, так как именно разновыстроенные процессы и отличают компании. Важно не просто обучить сотрудников тому или иному рутинному действию. Важно дать сотрудникам ценность, которую они несут своими действиями для компании и конечного потребителя. Это работа со смыслами», — говорит Ольга Брылева из HeadHunter. «В группе ГАЗ корпоративный университет — это не просто образовательная организация, — подтверждает Галина Бирюкова. — Перед нами еще много лет назад акционером Олегом Дерипаской была поставлена глобальная задача: поддерживать и развивать корпоративную бизнес-систему. Все наши программы, а их больше 500, уникальны: они отражают специфику конкретно наших бизнес-процессов и основаны на наших корпоративных методиках, которые зарекомендовали себя на производстве». По словам директора корпоративного университета группы ГАЗ, курс по ключевой для холдинга компетенции «Производственная система ГАЗ» — один из самых востребованных и на внешнем рынке, причем не только со стороны предприятий автопрома, но и в сфере услуг, банковском и страховом бизнесе.
Среди главных тенденций в развитии корпоративных университетов эксперты называют цифровую трансформацию, которая в условиях пандемии нового коронавируса активизировалась. «В университете ОМК были электронные курсы и онлайн-обучение, но в пандемию все полностью перешло в онлайн. Специалисты освоили новые форматы проведения обучения, расширили линейку образовательных продуктов (например, онлайн-проведение стратегических сессий, обучение через приложение SkillCup). Пандемия подстегнула нас следовать современным трендам, в том числе цифровизации, использованию машинного интеллекта, совершенствованию форматов программ.
Вследствие пандемии мы быстрее перешли к цифровизации некоторых процессов, например начали применять дистанционный входной ассессмент для сотрудников продаж», — рассказывает руководитель корпоративного университета ОМК Наталья Кавинская.
В группе ГАЗ дистанционное обучение ведется больше 10 лет, а в прошлом году появились новые цифровые возможности: «В нашей "Онлайн-академии" свыше 100 курсов, касающихся профессиональных навыков, обучения безопасности на производстве, повышения компьютерной грамотности и освоения нового программного обеспечения. В период пандемии многие очные программы были переведены в онлайн-формат. Во время полной самоизоляции очень популярны были открытые вебинары, которые мы запустили, чтобы помочь сотрудникам адаптироваться к новым необычным условиям работы», — комментирует Галина Бирюкова.
Еще один важный тренд — смена форматов: так называемое «микрообучение» из коротких блоков по 10–15 минут и blended learning — совмещение разных форматов в комплексной программе. По словам Галины Бирюковой, «обучение становится очень точечным, детальным, целевым»: «Если раньше всех учили одному и тому же, то сейчас процессы все больше персонализируются. У всех разный опыт, темп усвоения материала. Поэтому мы выстраиваем модульные программы и буквально собираем курс под человека, под его индивидуальные характеристики и опыт. В этом очень помогает предварительное дистанционное тестирование слушателей».
В условиях «шторма»
Развитию корпоративного образования будет способствовать ситуация на рынке труда, которую эксперты называют «идеальным штормом». «Прошлой весной потребность в кадрах резко упала из-за пандемии, но во второй половине года восстановилась и с тех пор продолжает стремительно расти. Работодатели поняли, что второго локдауна не предвидится, есть шанс сделать годовые, трехлетние и пятилетние планы компании, поэтому наем ведется очень активно», — комментирует Ольга Брылева, отмечая, что вместе с тем на рынке наблюдается снижение соискательской активности. Среди ключевых факторов этого, кроме сокращения миграционных потоков, — демографическая яма, образовавшаяся в России: «За последнее десятилетие количество человек в возрасте 20–24 лет снизилось почти вдвое — с 12 до 7 млн. Это значит, что за персонал на стартовые позиции, которые обычно предлагаются молодежи, идет сильнейшая конкуренция. Следующая возрастная категория 25–29 лет тоже переживает спад, а это люди с опытом, которых компании тоже очень активно нанимают, — поясняет Ольга Брылева. — Набирать персонал, как привыкли, например, десять лет назад, уже не получится — в стране физически нет такого количества трудоспособных людей. Придется работать с рынком кандидатов по-новому, в том числе развивать внутрикорпоративное обучение.
Эксперт отмечает, что в этих условиях развитие корпоративного образования должно быть непрерывным: «Необходимо постоянно отслеживать новые тренды в сегменте конкретного бизнеса, открывать новые подходы в обучении для лучшего усвоения материала».
Крупные компании уже на этом пути и постоянно совершенствуются, обновляя собственные возможности. «Производство на ГАЗе высоко автоматизировано, на предприятии работают более 600 роботов. Большой учебный цех корпоративного университета не уступает основной площадке по высокотехнологичности, как и специализированные лаборатории. Мы постоянно обновляемся — это необходимо, чтобы соответствовать уровню, позволяющему обслуживать оборудование на производстве», — отмечает Галина Бирюкова.
ОМК строит новый кампус корпоративного университета в Выксе, сейчас идет архитектурная проработка проекта, наполнение лабораторий. «Кампус будет занимать площадь более 20 тыс. кв. м и объединит несколько функциональных зон: учебную, административную, деловую и общественную. Ожидается, что одновременно здесь смогут получать необходимые на производствах компании профессиональные навыки до 460 человек. В проекте образовательного центра предусмотрено 10 современных учебных лабораторий. В частности, по таким направлениям, как автоматизация, мехатроника, оперирование промышленными линиями, информационные технологии и электропривод», — рассказывает Наталья Кавинская.