В поисках человеческого ресурса
Рынок труда
Пока одни эксперты бьют тревогу, что экономика страдает от отсутствия иностранных трудовых мигрантов, другие уверены, что не так страшен этот дефицит, как о нем говорят. BG разбирался, как решается проблема.
Сегодня в обсуждении рынка труда довольно часто звучит мнение, что из-за ограничений, связанных с пандемией, многие отрасли, где высокий процент занятых — трудовые мигранты, ощутили кадровый дефицит. Речь идет о строительстве, торговле, общепите, ЖКХ. На недавней встрече президентов России и Таджикистана было заявлено, что только стройки недосчитались 1,5 млн рабочих. И это, по словам представителей российских властей, тормозит развитие многих амбициозных проектов в стране.
Впрочем, существует мнение, что не так страшен дефицит, как его малюют. Во-первых, помимо иностранных трудовых мигрантов, в этих отраслях, например в общепите, были заняты и россияне, ищущие работу в более обеспеченных ею регионах. После пика пандемии многие из них либо возвращаются на работу, либо продолжают трудиться удаленно, если это возможно, говорят кадровики. По данным hh.ru, российский рынок труда постепенно восстанавливается: с начала 2021 года по всей стране работодатели разместили почти 3 млн вакансий, что на 54% больше, чем за тот же период годом ранее. «При этом каждая пятая вакансия размещалась московскими работодателями, на втором месте по числу вакансий традиционно — Санкт-Петербург (более 8% вакансий), на третьем месте — Краснодарский край (7% вакансий)»,— уточнили в пресс-службе HeadHunter по Северо-Западу.
Во-вторых, в разгар пандемии российские власти дали возможность иностранным гражданам, нелегально работающим в РФ, легализоваться без правовых последствий для них. Сегодня общий дефицит трудовых мигрантов, например в Петербурге, специалисты комитета по труду и занятости населения города оценивают с учетом приостановления работы некоторых компаний и проектов в 50 тыс. человек. Наибольшую потребность в работниках испытывают предприятия сферы строительства, обрабатывающие производства, торговля, транспортировка и хранение, гостиничный и ресторанный бизнес, сфера услуг, ЖКХ. Если накануне пандемии в экономике города были заняты 3,048 млн человек, то по состоянию на начало мая — 3,017 млн человек.
При этом у работодателей, соответствующих определенным критериям (среднесписочная численность работников — более 250 человек, доход — более 2 млрд рублей, участвуют в реализации национальных и федеральных проектов в Петербурге, приоритетных программ, инвестиционных проектов), есть возможность организованно привлекать иностранных работников. По словам представителей комитета, этим механизмом активно пользуются строительные компании. «Центр трудовых ресурсов, подведомственный комитету, проводит работу по привлечению сотрудников из других регионов по заявкам предприятий с помощью видеособеседований, выездных ярмарок вакансий и консультационных пунктов в регионах. В 2020 году такие пункты работали в Мурино, Кудрово и Мурманске»,— уточнили в комитете.
В-третьих, у отраслей, действительно испытывающих острый дефицит рабочих, появилась возможность использовать труд осужденных к принудительным работам. Такая рабочая сила привлекается к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Как пояснили в УФСИН по Петербургу и Ленобласти, такой возможностью уже воспользовались некоторые местные компании — ООО «Картонный дом», ООО «Производственная фирма "Престиж Лес"», ООО «Гессиона», ООО «ИДК», ООО «Русдомстрой», ООО «СМУ-47», ООО «Старт», ООО «Шашка». «УФСИН также взаимодействует с представителями ООО "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО "Глобал-М", ООО "Петербургская строительная корпорация"»,— добавляют в пресс-службе ведомства.
По данным ФСИН России, около 184 тыс. осужденных к лишению свободы имеют формальные основания для подачи ходатайства о замене неотбытой части наказания принудительными работами. Использующие их труд работодатели, как сообщили в ведомстве, согласно ч. 2 ст. 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, могут претендовать на налоговые льготы. В настоящее время налоговые преференции предусмотрены для организаций, расположенных на территории Ленинградской области: в частности, налог на прибыль для таких организаций снижен до 13,5% (вместо 20%).
И наконец, нынешний кадровый дефицит — это не только следствие ограничений на въезд из-за пандемии. Причин несколько, и часть из них не нова. «Прежде всего сказывается демографическая яма, в которую наша страна попала в 1990-е годы. Падение рождаемости в то время напрямую влияет на уменьшение числа работоспособного населения сейчас, а значит и на количество активных соискателей, в которых нуждаются работодатели»,— отмечают в пресс-службе HeadHunter по Северо-Западу.
Также дает о себе знать выросшая в 2020 году убыль населения. «Сказывается и отложенный из-за пандемии спрос от ряда отраслей на линейный персонал» — добавляют в HeadHunter.
Одним словом, проблема дефицита кадров системная и одним только возвращением иностранных трудовых мигрантов ее не решить. Так что пока, как говорится, спасение утопающих — дело самих утопающих, то есть работодателей, испытывающих дефицит кадров. Один из способов — рост зарплат. Согласно статистике hh.ru, с начала 2021 года зарплатное предложение в вакансиях, размещенных петербургскими работодателями, в среднем увеличилось на 1368 рублей по сравнению с доковидным февралем 2020 года и составило 55 648 рублей. В СЗФО также выросли средние значения в Республике Коми (+996 рублей), Калининградской (+840 рублей) и Ленинградской областях (+835 рублей). Незначительно, но также выросла зарплата от работодателей в Архангельской (+306 рублей) и Мурманской области (+12 рублей).
Еще один способ решения — активный поиск специалистов в регионах. «Оказалось, что доля приглашений соискателей, проживающих вне региона деятельности компании, выросла с 27% в начале 2020 года до 35% в конце,— приводят статистику в пресс-службе HeadHunter по Северо-Западу.— Активнее всех в конце 2020 года стали рассматривать кандидатов вне своего региона компании, оказывающие услуги для бизнеса (65%), из добывающей отрасли (53%), из сферы искусства и культуры (53%), IT (47%). Таким образом, часть компаний для набора персонала начала расширять географию набора и достаточно активно приглашает кандидатов из других регионов».