Генпрокуратура вышла на природу
Надзорное ведомство раскритиковало Минприроды за охрану ООПТ
Генпрокуратура указала Минприроды на ненадлежащую охрану природных территорий. Так, из-за «бездействия» ведомства в ряде случаев границы заповедных земель до сих пор не поставлены на кадастровый учет, а их руководители «незаконно распоряжаются госимуществом». По мнению прокуроров, выявленные нарушения указывают на то, что сотрудники Минприроды не выполняют свои обязанности, «что способствует ослаблению особого природоохранного режима, ведет к утрате природных комплексов».
Генпрокуратура выявила многочисленные нарушения природоохранного законодательства во время проверки заповедных территорий. Это следует из представления надзорного ведомства, внесенного в Минприроды (есть у “Ъ”).
Прокуроры утверждают, что многие нарушения произошли из-за «бездействия» министерства.
Так, ряд федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) функционируют без правоустанавливающих документов. Например, до сих пор не утверждены положения об Уссурийском и Дальневосточном морском заповедниках, хотя их передали в ведение Минприроды еще в 2019 году. Также природоохранное ведомство не поставило на кадастр границы ряда заказников и нацпарков. Среди них «Сенгилеевские горы», «Приэльбрусье», «Удэгейская легенда», «Сурский», «Саратовский» и другие. Внести эти данные в ЕГРН президент РФ поручил к 2022 году. Охранные зоны для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природоохранные территории вокруг многих заповедников также до сих пор не установлены, констатируют прокуроры. Это приводит к тому, что в непосредственной близости к границам ООПТ появились охотничьи угодья, говорится в документе.
«В отсутствие должного контроля со стороны Минприроды руководителями дирекций ООПТ совершается незаконное использование государственного имущества»,— отмечается в представлении.
В качестве примера Генпрокуратура приводит ситуацию в нацпарке «Самарская Лука», бывший директор которого распорядился по своему усмотрению 3,7 млн руб., выделенных территории в качестве спонсорской помощи (“Ъ” подробно писал об этом 11 апреля 2020 года). Схожая ситуация произошла и в Сочинском нацпарке, указывают прокуроры: с 2001 по 2006 год дирекция без согласования с Росимуществом заключила более 180 договоров аренды. Минприроды и администрация Забайкальского нацпарка «длительное время не реагировали на незаконный захват свыше 860 га земель» на берегу озера Байкал. «Более того, попустительство Минприроды позволило сформировать рыболовный участок в границах заповедника "Джугджурский", передать часть лесов Сочинского нацпарка под охотничье хозяйство»,— констатируют в Генпрокуратуре.
В ведомстве отмечают, что в некоторых ООПТ не проводится лесоустройство, не утверждены авиационные работы по охране лесов, не выполняются подготовительные мероприятия к пожароопасному сезону, а сотрудники заповедных земель не обеспечены необходимым оборудованием.
«Выявленные в деятельности министерства и поднадзорных ему учреждений нарушения законов свидетельствуют о невыполнении его должностными лицами возложенных обязанностей, что способствует ослаблению особого природоохранного режима, ведет к утрате природных комплексов»,— заявляют в Генпрокуратуре.
В Минприроды подтвердили “Ъ”, что получили представление Генпрокуратуры.
«В ведении Минприроды России находится 229 ООПТ федерального значения,— заявили там “Ъ”.— В настоящее время в ЕГРН внесены сведения о границах 132 ООПТ. В работе на разных стадиях готовности находятся материалы по установлению охранных зон 20 ООПТ».
Относительно некоторых заказников и нацпарков, о которых говорилось в представлении Генпрокуратуры, в Минприроды заверили, что либо их границы уже внесены в ЕГРН, либо работа находится на финальной стадии. При этом во многих субъектах складывается практика образования охотничьих хозяйств на земельных участках, прилегающих к ООПТ, что оказывает существенное негативное влияние на сохранение биоразнообразия, признают в Минприроды: в непосредственной близости к 76 заповедникам, 47 нацпаркам и 30 заказникам находятся 591 охотхозяйство и 58 общедоступных охотничьих угодий.
В представлении обозначены системные проблемы, которые не решались годами, заявил “Ъ” директор WWF России Дмитрий Горшков: «Надеюсь, новая команда министерства уделит их решению особое внимание. В частности, созданию охранной зоны для снижения антропогенного влияния на заповедники и нацпарки». Эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин указывает, что отсутствие в ЕГРН границ ООПТ грозит тем, что часть территории могут приватизировать, застроить или разрешить там охоту.