«Предпочтения потребителей смещаются в сторону безалкогольного пива»
Президент компании AB InBev Efes Дмитрий Шпаков — в интервью “Ъ FM”
Что важно сейчас для пивоваренного рынка России? Как после пандемии чувствует себя отрасль? И изменился ли потребитель? Об этом Олег Богданов поговорил с Дмитрием Шпаковым, президентом крупнейшей пивоваренной компании AB InBev Efes (производитель BUD, Stella Artois, Velkopopovick Kozel, Corona Extra), в студии “Ъ FM” на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
— Какие основные тенденции наблюдаются в пивной отрасли? Что является главным стратегическим вопросом на данный момент?
— Если говорить о трендах 2020-2021 годов, то их было буквально несколько. К счастью, все оказалось намного позитивнее, чем мы думали в начале пандемии, и отрасль показала прирост около 3%. Что касается сегмента HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), он пострадал из-за локдауна довольно сильно и до сих пор не восстановился. Но из трендов — это популярность домашнего потребления пива в России. В Западной Европе в некоторых странах доля кафе, баров, ресторанов составляет — до 50%, в России это развито лишь в крупных городах, но в целом по России показатель составляет около 3%.
И практически половину этого сегмента мы потеряли из-за пандемии, так как кафе, бары, рестораны были закрыты. Этот объем ушел в очень большой сегмент так называемого немедленного домашнего потребления, в магазины самообслуживания, розницу. Доставка, онлайн-продажи во всем мире показывали трехзначные темпы роста, так как часть людей даже не выходила на улицу. У нас, например, в первом квартале этого года объем безалкогольного пива увеличился в четыре раза и на текущий момент мы работаем со всеми крупными площадками. Этот тренд с онлайном-потреблением присутствует однозначно. Еще одна очень приятная тенденция — потребитель все больше и больше придерживается здорового образа жизни. Безалкогольное пиво опять показало двузначный рост. Это говорит о том, что все больше людей стало употреблять такую продукцию.
— Можно ли сказать, что население стало покупать меньше крепких напитков?
— Я бы не стал обсуждать другие алкогольные индустрии, но внутри пивной однозначно происходит смещение в сторону безалкогольной продукции, даже спрос на энергетики вырос на 25%. То есть на рынке, действительно, происходят изменения. Из таких крупных трендов продолжает расти доля маленьких игроков, крафтовых пивоварен. Это очень круто, потому что они несут пивную культуру в массы. Я бы назвал их коллегами, большинство из которых помогает потребителю попробовать новые сорта. На рынке на самом деле очень много достойного продукта.
— С точки зрения взаимоотношений с государством появились ли сложности или, наоборот, стало проще?
— С 2008 по 2016 годы индустрия потеряла практически треть объема. Акциз вырос, продавать в киосках нельзя и так далее. То есть это был очень мощный период регулирования, который повлиял на снижение доходов индустрии. Мы очень счастливы, что, по сути, с 2017 до 2019, три года подряд, после дискуссии с правительством мы заморозили ставку акциза. Именно в этот период после такого пике падения индустрия стабилизировалась. Я бы сказал, что у нас происходит очень здоровый диалог с государством, нас слышат. Но, конечно же, возникают и новые риски — например, минимальная розничная цена, маркировка пива. Это те будущие угрозы, которые на самом деле могут вернуть индустрию в падение.
— Вы уже сказали, что есть определенное перспективное направление — безалкогольное пиво. Каких изменений стоит ожидать в будущем?
— Если говорить о пиве, один из главнейших наших принципов — потребитель — наш босс. Наверное, все крупные компании придерживаются аналогичного принципа. Будущее связано только с желаниями потребителя. Если он говорит: я хочу такую упаковку, такой размер, вкус, абсолютно все производители стремятся быть первыми, чтобы удовлетворить желания покупателя. Мы все работаем ради потребителя. Поэтому все будущие тренды, изменения, усилия будут направлены именно на это.