Внесистемная оппозиция все дальше от думских выборов
Административные и уголовные дела ставят под вопрос ее участие в кампании
Во вторник управление Следственного комитета по Краснодарскому краю намерено предъявить обвинение экс-директору «Открытой России» (связана с Михаилом Ходорковским) Андрею Пивоварову по ст. 284.1 УК РФ. Его подозревают в сотрудничестве с нежелательной в России британской организацией Open Russia Civic Movement. Ранее господин Пивоваров заявлял о желании выдвигаться в Госдуму, но теперь этот процесс может осложниться. Сложности с выдвижением возникнут и у соратников Алексея Навального, обвиняемых в подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил во время митинга 21 января (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 236 УК РФ): дело начал рассматривать суд. Некоторые потенциальные кандидаты от внесистемной оппозиции уже отказываются от участия в думской кампании — например, Дмитрий Гудков, в выходные покинувший Россию из-за угроз реального срока.
8 июня управление Следственного комитета по Краснодарскому краю планирует предъявить обвинение экс-директору «Открытой России» (ОР) Андрею Пивоварову, сообщили “Ъ” представители оппозиционера. Ранее Первомайский районный суд Краснодара арестовал его на два месяца, до 31 июля, по делу об осуществлении деятельности нежелательной организации (ст. 284.1 УК, штраф до 500 тыс. руб. или лишение свободы до шести лет) из-за опубликованного год назад репоста сообщения в Facebook, в котором сообщалось о старте проекта помощи независимым муниципальным депутатам «Объединенные демократы» в четырех регионах.
Следствие считает, что господин Пивоваров при публикации «имел умысел на участие в деятельности нежелательной организации».
ОР, по мнению полиции, связана с нежелательной британской организацией Open Russia Civic Movement (ликвидирована в 2019 году). 27 мая руководство ОР заявило о ликвидации организации и увольнении всех сотрудников для их защиты от возможного уголовного преследования.
7 июня соратники Андрея Пивоварова сообщили, что против него возбудили административное дело о невнесении организации «Открытый Петербург» в реестр иноагентов (ч. 1 ст. 19.34 КоАП). Согласно судебной карточке, дело поступило в Василеостровский суд Санкт-Петербурга 2 июня, на следующий день после задержания господина Пивоварова. В конце 2020 года «Открытый Петербург» был внесен Минюстом в список иноагентов, сейчас организация, по словам представителей господина Пивоварова, находится в стадии ликвидации. Ранее пресс-служба ОР поясняла “Ъ”, что эта организация является отдельной НКО, не связанной с «Открытой Россией» и ее региональными отделениями.
Андрей Пивоваров ранее заявлял о намерении участвовать в выборах в Госдуму и вел переговоры о своем выдвижении с «Яблоком».
Закон не запрещает ему участвовать в выборах до вступления в силу решения суда, но пребывание в СИЗО, безусловно, затруднит его участие в избирательной кампании. Господин Пивоваров пока не смог ответить на вопрос “Ъ” относительно его избирательных планов.
В понедельник продолжалось рассмотрение уголовных дел о подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил во время несанкционированного митинга 21 января (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 236 УК РФ). Первоначально в одном уголовном деле фигурировали десять обвиняемых: юрист ФБК (внесен в реестр иноагентов) Любовь Соболь, пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш, его брат Олег Навальный, глава московского штаба Навального Олег Степанов, сотрудник ФБК Николай Ляскин, лидер «Альянса врачей» (внесен в реестр иноагентов) Анастасия Васильева, муниципальный депутат Люся Штейн, участница Pussy Riot Мария Алехина, а также столичные муниципальные депутаты Дмитрий Барановский и Константин Янкаускас. По версии следствия, все они призывали к участию в протестах 21 января, на которые вышли в том числе и граждане, зараженные коронавирусом, что создало угрозу массового заболевания. Позже «санитарное дело» было разделено на несколько производств.
В понедельник Тверской суд Москвы на полгода продлил запрет определенных действий в отношении Любови Соболь и Олега Навального и передал их дела в Преображенский суд для рассмотрения по существу.
Отметим, что Любовь Соболь и Олег Степанов, который находится под домашним арестом, также намерены выдвигаться в Госдуму и уже создали предвыборные штабы. По мнению их адвокатов, следствие намеренно затягивает дело, чтобы осложнить избирательную кампанию, но перспективы выдвижения будут зависеть не столько от приговора по «санитарному делу», сколько от стартующего 9 июня суда по признанию структур господина Навального экстремистскими. Если суд примет доводы прокуратуры, выдвижение оппозиционеров станет невозможным.
Некоторые оппозиционные кандидаты уже отказываются от выборов в Госдуму из-за уголовного преследования. Так, об отказе от участия в выборах сообщил Дмитрий Гудков, находящийся в статусе подозреваемого по уголовному делу о причинении особо крупного имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (п. «б» ч. 2 ст. 165 УК, до пяти лет лишения свободы). Дело возбуждено в конце апреля за неуплату долга по договору аренды нежилого помещения в 2015–2017 годах, заключенного фирмой, принадлежащей тете господина Гудкова. 1 июня на даче, где проживает политик, провели обыски, а его самого задержали на двое суток.
Вскоре после выхода из ИВС оппозиционер сообщил о своем отъезде в Киев.
«Новые законы об экстремизме, иностранных агентах и нежелательных организациях сделали участие в выборах для независимых кандидатов невозможным,— написал господин Гудков в Telegram-канале.— Развитие событий — покушение и тюремное заключение Алексея Навального, разгром его штабов, "Открытой России" и арест Андрея Пивоварова — подтолкнули меня к мысли о необходимости временно покинуть Россию. Здесь важно подчеркнуть — речь не об эмиграции».
Политолог Павел Салин считает, что аресты оппозиционеров связаны с предстоящими выборами и направлены на предупреждение возможных протестов, связанных с их недопуском: «Власть перестраховывается, она намерена остановить представителей несистемной оппозиции на дальних подступах». По мнению политконсультанта Евгения Минченко, власть видит в представителях оппозиции не столько конкурентов для своих кандидатов на выборах, сколько организаторов протестных движений: «Их рассматривают как часть иностранной агентуры, которая может организовать протесты».