Даешь цене угля
Топливо к лету дешевле не стало
Цены на энергетический уголь в России, вопреки обычной практике, не снизились после завершения отопительного сезона. Рост мировых цен стимулирует угольщиков вывозить все свободные объемы на экспорт, прибыльность которого выросла в два-три раза по сравнению с прошлым годом. В результате крупные энергокомпании уже сталкиваются с проблемами при закупках угля и жалуются на высокие цены, которые им сложно переложить в тарифы на электроэнергию. По мнению аналитиков, нормализация цен на уголь может произойти только в конце года, то есть уже после начала следующего отопительного сезона.
Активный экспорт российского энергетического угля в условиях высоких цен привел к необычной ситуации на внутреннем рынке. Цены на уголь марки Д, который является основным для российской энергетики, восстановились до уровня 2019 года и практически не снижаются, несмотря на завершение отопительного сезона, следует из майской презентации ценового агентства Argus о внутреннем рынке.
В этом году производители угля этой марки ввели сезонные скидки, которые традиционно предлагались в конце зимы или начале весны, необычно поздно — в мае. Кроме того, их размер оказался ограничен нежеланием поставщиков шокировать потребителей резким подъемом цен в августе, когда начнется подготовка к новому отопительному сезону.
Если текущие тенденции на угольном рынке сохранятся, то может повториться ситуация осени 2018 года, когда цены были на пиковых значениях 1450–1500 руб. за тонну FCA Кузбасс без НДС, пишет Argus со ссылкой на мнение угольных трейдеров.
Сейчас цена на внутреннем рынке составляет около 1100 руб. за тонну.
Угольные компании пытаются воспользоваться конъюнктурой рынка и увеличить добычу. Кузбасская топливная компания планирует в этом году рост угледобычи на 36% к 2020 году, до 12,75 млн тонн. В СУЭК сообщали, что нарастили добычу в первом квартале на 5%, до 29,1 млн тонн, а экспорт — на 11%, до 13,9 млн тонн.
Внутренний рынок для ориентированных на экспорт российских угольщиков всегда был страхующим на случай проблем с вывозом. Теперь же экспортные цены необычайно благоприятны: в мае цена на российский энергетический уголь в Азии превысила $100 за тонну, что в последний раз наблюдалось в 2018 году (см. “Ъ” от 19 мая). При этом, по оценке Platts, цены на энергетический уголь в Европе ненамного отстают: в конце мая котировки в Северо-Западной Европе приближались к $95 за тонну (CIF ARA). По оценке Argus, прибыльность экспорта российского энергетического угля в западном направлении выросла в этом году более чем в два раза, а в азиатском — в три раза. Весь дополнительный объем добываемого угля вывозится на экспорт, что приводит к сокращению конкуренции за поставки внутренним потребителям.
По данным Argus, если в июне 2020 года на тендере ТГК-1 для Апатитской ТЭЦ было 14 заявок, то в мае на тендере «Русгидро» для Партизанской ГРЭС была всего одна. Другие крупные потребители подтверждают низкий интерес поставщиков к внутреннему рынку. Так, в «Т Плюс» согласны с Argus в том, что низкий интерес угольных компаний к поставкам на внутренний рынок вызван ростом экспортного спроса и цен.
В «Русгидро», у которой есть угольные ТЭС на Дальнем Востоке, заявили “Ъ”, что производители угля активно экспортируют его в Китай, экспортные цены существенно выросли. Цены на внутреннем рынке не регулируются и стремятся к экспортным.
Предприятия группы в условиях жесткого регулирования энерготарифов на Дальнем Востоке испытывают трудности с закупкой угля. «Есть и проблема с поставкой на тепловые электростанции угля по железной дороге из-за увеличившегося грузопотока в дальневосточные порты перевалки. Мы уже несколько месяцев ведем активное взаимодействие с органами власти, угольщиками и РЖД, так как обязаны войти в осенне-зимний период с нормативными запасами топлива»,— утверждают в «Русгидро». В «Газпром энергохолдинге» и «Интер РАО» отказались от комментариев.
Ситуация на внутреннем рынке угля похожа на ту, что произошла на рынке черных металлов: рост внутренних цен вслед за экспортными вызвал недовольство потребителей металлопродукции и острые дискуссии о том, как компенсировать часть их потерь за счет дополнительных изъятий у металлургов. Пока Минпромторг поддерживает только заключение долгосрочных контрактов и предоставление скидок для госстроек. Что касается угля, то крупные внутренние потребители, как правило, уже закупают его по долгосрочным контрактам. В 2020 году Минфин рассматривал возможность повышения НДПИ на уголь (см. “Ъ” от 11 февраля 2020 года), однако отказался от идеи после того, как на фоне пандемии экспортные цены обвалились до исторических минимумов.
Руководитель практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отрасли КПМГ в России и СНГ Ольга Плевако говорит, что в мае сложился временный дефицит энергетического угля на экспортных рынках в связи с несколькими факторами. Среди них — рост потребления угля в Китае в связи с восстановлением экономики, ряд аварий на добывающих предприятиях и логистических объектах, которые привели к временному ограничению поставок, а также перераспределение поставок австралийского угля с китайского рынка на другие регионы. Кроме того, часть предприятий проводит летом профилактические работы, что мешает резко нарастить производство. Исходя из цен фьючерсных контрактов и объемов запасов, высокий уровень цен может продержаться до сентября, полагает эксперт. В дальнейшем он ожидает «нормализацию цен» с начала четвертого квартала 2021 года вслед за восстановлением высоких сезонных уровней производства.