IT-гигантов подводят под налог
Какие варианты регулирования иностранных цифровых компаний рассматривает Россия
В правительстве обсуждают новый способ получения налоговых сборов с иностранных цифровых компаний. И он может вынудить IT-гигантов соблюдать и все остальные требования российских властей. Всего вариантов сейчас рассматривается несколько, подтвердили “Ъ FM” в Минцифры. Первый, как пишет Forbes, взимать с зарубежных маркетплейсов и соцсетей 3% с выручки в России. И второй — единая система налогообложения, которую разрабатывает Организация экономического сотрудничества и развития. Тогда ставка может быть выше. Кроме того, как отмечают собеседники “Ъ FM”, это может открыть дополнительные возможности контроля за соцсетями. Подробности — у Владислава Викторова.
Почти все страны много лет думают над тем, как обязать IT-гигантов платить больше налогов. Например, недавно страны G7 утвердили минимальный налог на прибыль для крупных корпораций — от 15%. В России обсуждается схема 3% с выручки, которую компании получают от российских пользователей. Для маркетплейсов вроде Amazon это, очевидно, продажи, для соцсетей — того же Facebook или Twitter — доходы от рекламы или монетизации обезличенных данных пользователей. Похожая система действует и в Великобритании, но там ставка 2%. И основатель и CEO консалтинговой компании vvCube Вадим Ткаченко, считает, что это оптимальный вариант для России: «Сейчас у России есть потенциальная возможность заявить свои желания и возможности по реализации этого налога, а дальше уже будут переговоры, как все это между собой “поженить” во всех странах, потому что само администрирование и порядок его уплаты — эти нюансы еще не решены. Там пока сказали, вот 3% — не с дохода, а с выручки. Конечно, если с выручки, то тогда легче считать».
Что касается единого подхода, то такой вариант тоже рассматривается. Как сообщил Forbes представитель зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, альтернативный вариант — присоединение к глобальной системе налогообложения, которую прорабатывает Организация экономического сотрудничества и развития. Ее эксперты тоже представили два пути: либо IT-компании будут платить по разным правилам в разных странах, по сути это те же самые 3% в России. Либо минимальная ставка налога будет единой для всех государств-участников соглашения. И сотрудничество с международным сообществом — неожиданный, но важный шаг для России, отмечает управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко: «Для России лучше всего, чтобы были одинаковые правила для присоединения к более глобальной системе, в которую сейчас собирается войти множество государств. Это некая интеграция в международное сообщество.
Скорее всего, IT-гиганты не будут бежать впереди паровоза и станут очень внимательно прислушиваться к сигналам.
Пока эти сигналы достаточно противоречивые».
И такой общий подход здесь может сыграть не на руку IT-компаниям. Если они примут глобальные налоговые правила, придется соблюдать и законы отдельных стран. Так что российским властям будет проще требовать, например, удаления контента или хранения персональных данных, отмечает партнер компании «Томашевская и партнеры» Роман Янковский: «Это такая общемировая тенденция. Вопрос в том, как заставить IT-компании это регулирование соблюдать.
Единственный вариант — требовать от них присутствия в стране, применять блокировки банковских счетов, вплоть до санкций к сотрудникам, что уже не Россия придумала. Нельзя будет сказать: “Я законопослушная компания, и, конечно, буду платить налоги во Франции, в Нидерландах, но вот нюансы российского законодательства о выборах я соблюдать не будут, потому что зачем нужно блокировать там какие-то сообщения, “закон Яровой”».
Но всегда есть выбор и компании могут отказаться от работы в России. Впрочем, тогда, например Facebook может не досчитаться как минимум 5 млрд руб. рекламных доходов, а Google — 60 млрд руб. Насколько это существенно, очевидно компании будут решать в ближайшее время.