Между конем и пешкой

Как средства индивидуальной мобильности стали яблоком раздора

Было время, когда приход весны определялся по прилетевшим грачам, по капелям и ручьям, в которых детвора запускала самодельные кораблики из вчерашних газет. Где теперь газеты – даже печку на даче разжечь нечем. Да и смена сезона с холодного на теплый обозначает себя совсем иначе. Наши дворы и улицы в одночасье заполняют велосипедисты, самокатчики, сорви-головы на роликовых досках и совсем безголовые на моноколесах… Чего только не придумано за последние годы на благо всем вышеперечисленным и во зло всем остальным.

Иван Картамцев

«Средства индивидуальной мобильности», как их принято называть, они же СИМ для удобства, стали новым великим уравнителем, превратившим пешеходов в полноценных участников дорожного движения. Учитывая, что электрификация добралась и сюда, скорость этих самых СИМ за последние годы возросла до впечатляющих значений. Производители хоть и пытаются ее ограничивать до разумных величин, их старания можно обойти за счет «перепрошивки» контроллера. Люди гоняют с адскими скоростями, но при этом, по действующему у нас законодательству, водители электрических велосипедов и самокатов мощностью до 250 Вт формально считаются «пешеходами».

Другими словами, в большинстве случаев индивидуальная мобильность не требует обучения в автошколе, равно как и получения водительского удостоверения. Вне всяких сомнений, электрические велосипеды и самокаты стали настоящим спасением для малого бизнеса, в частности служб доставки, что значительно сократило время ожидания заказов. Но с другой стороны, катаясь по дорогам, тротуарам и парковым зонам, псевдопешеходы зачастую пренебрегают элементарными правилами безопасности и здравого смысла. Порой диву даешься, глядя в выпученные глаза юного «тиктокера», несущегося прямиком в толпу пешеходов, стоящих на автобусной остановке…

В социальных сетях разворачиваются нешуточные баталии по поводу того, что делать с броуновским движением, захватившим наши города. Из комментариев можно сделать вывод, что тема быстро стала острой и крайне болезненной. Одни требуют наладить инфраструктуру в виде отдельных велодорожек, вторые просят внести изменения в законодательство, ужесточив правила пользования электрической техникой – в частности, ввести номерные знаки, обязать получать права, а третьи – и вовсе запретить электробайки и самокаты как класс.

Сытый конному не пеший

Сегодня на наших улицах можно встретить целый арсенал технических устройств, работающих как на мускульной тяге, так и на электроэнергии. При этом популярность последних растет с невероятной скоростью. Не в последнюю очередь за счет тех граждан, кто рассматривает новый вид транспорта в качестве развлечения. Доступность и отсутствие необходимости крутить педали стали отправной точкой для привлечения новых адептов, далеких от спорта и здорового образа жизни.

Одним из самых востребованных видов СИМ, очевидно, является велосипед. Данный тип транспорта пользуется активным спросом начиная с конца XIX века и фактически стал не только символом прогресса, но и родоначальником всех существующих ныне колесных средств передвижения.

Сам по себе конь педальный не представляет какой-то особой опасности. Разогнаться на нем до околоавтомобильных скоростей способен разве что профессиональный спортсмен на «шоссейнике». Но последние, как правило, не ездят по тротуарам с разноцветными баулами за спиной. Другое дело – курьеры, массово оседлавшие электрические велосипеды, но так и не освоившие правила дорожного движения – это оказался не их конек.

Типичный транспорт служб доставки – электровелосипед Delivery Line V12, оборудованный двигателем мощностью 350 Вт и литий-ионным аккумулятором 48 В. Максимальная скорость – 40 км/ч. Масса такого байка 36 кг, при этом конструкция обеспечивает нагрузку до 140 кг. Согласно действующему законодательству, данное ТС является «мопедом», так как его мощность превышает 250 Вт. Это означает, что для управления Delivery Line V12 потребуется водительское удостоверение с открытой категорией «M», что по факту позволяет привлекать водителя к административной ответственности в случае нарушения правил дорожного движения. Беда лишь в том, что прав у этой категории граждан отродясь не водилось. Да и для сотрудников ДПС они не представляют особого интереса. Поди еще докажи, что мощность того или иного байка превышает установленные границы. Мороки много, а выхлоп минимальный.

Одноногий бандит

Не менее популярным СИМ являются электросамокаты. По своим характеристикам они практически не уступают электробайкам. Один из самых доступных китайских скутеров Kugoo S3 Pro имеет сопоставимую мощность – 350 Вт. Максимальная скорость такого самоката составляет 35 км/ч. Это до перепрошивки. Учитывая собственную массу в 11 кг, прибавленную к массе одного, а то и двух ездоков, такой «болид» может наделать немало дел в случае неумелого управления.

Из-за кажущейся легкости освоения электрические самокаты массово сдаются в аренду посредством сервисов проката. Причем для регистрации требуется лишь скачанное приложение, где указывается номер мобильного телефона и данные банковской карты для списания денежных средств. При этом приложение совершенно не интересует, кто именно берет транспорт в аренду. Сделать это может любой человек вне зависимости от пола, возраста, психического здоровья и координации движений. Можно даже арендовать самокат в состоянии крепкого алкогольного опьянения. Главное – иметь мобильный телефон и банковскую карту. Не обязательно свою.

Наиболее массовым шеринговым сервисом в Москве является Whoosh, чей парк составляет более 10 тыс. единиц. Модельный ряд в основном состоит из самокатов фирмы Xiaomi и ее дочерней компании Ninebot. Прокатный бизнес оказался настолько прибыльным, что в течение года об открытии собственных пунктов аренды объявили сразу несколько крупных игроков, в числе которых оказались «Яндекс» и «Ситимобил».

Означает ли это, что количество самокатов на улицах наших городов увеличится еще больше? Вероятно, что так. При том что данного вида вооружений в личном пользовании граждан также не становится меньше, все это грозит обернуться ростом травм и конфликтных ситуаций, о которых мы в очередной раз узнаем из средств массовой информации.

Человек-ядро

Попадается на дорогах и вовсе экзотическая техника.

Электроролики от таких производителей, как Segway, Ninebot и Koowheel, надеваются непосредственно на обувь. Главное их преимущество – относительно доступная цена и удобство переноски: покатался, снял и положил в рюкзак. Благодаря электромотору, мощность которого может достигать 250 Вт, «коньки» разгоняются до 16 км/ч. Регулирование скорости осуществляется при помощи гироскопа, который реагирует на движение ступней. Для ускорения необходимо приподнять пальцы ног, а для замедления – опустить. Удобно? Не слишком. Более того, подобный вид техники требует качественного асфальта. А так – неожиданно съехал с асфальта на плитку, споткнулся… Можно и коньки отбросить. Причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Электрические моноколеса не только работают по схожему принципу, с той лишь разницей, что гироскопические датчики моноколеса считывают положение тела целиком, но также требуют довольно ровного дорожного полотна. Один из самых дорогих экземпляров под названием Ninebot Z10 комплектуется электромотором в 1800 Вт, разгоняющим колесико до 45 км/ч. Но в YouTube едут по городу со скоростью автомобильного потока, что говорит о том, что снятие заводских ограничений – явление не такое уж редкое.

Но, пожалуй, самым опасным видом транспорта для себя и окружающих являются электрические скейтборды. Управляются они, как правило, при помощи беспроводных пультов, наподобие тех, которыми комплектуются игрушечные машинки на радиоуправлении. Только здесь мы имеем дело не с игрушкой. Данное СИМ требует наличия серьезных навыков управления, при условии, что скорость «электродосок» может достигать 40 км/ч. Например, мощность скейта El-Sport K3 составляет 600 Вт, чего более чем достаточно для того, чтобы получить серьезные травмы самому и заодно зацепить случайных прохожих. Впрочем, настоящих экстремалов подобные мелочи обычно не беспокоят.

Докатились

Тем временем, после ряда резонансных происшествий с СИМ, власти решили наконец заняться проблемой. Перечислять законодательные инициативы и то, что уже принято, мы не будем – что-то новое появляется чуть не каждый день. Но было бы странным уповать исключительно на законы. Они, как известно, написаны на бумаге и по улицам не ездят и не ходят. Многое будет зависеть от самих участников движения. С одной стороны, пешеходам пора смириться с тем, что на тротуаре они больше не одни. Что велодорожка нарисована не для красоты, а потому это не место для прогулок и игр. К примеру, в Европе, откуда к нам и пришла эта мода, ни одному пешеходу даже в голову не придет «качать права» на чужой полосе. Равно как велосипедисты и прочие мобильные группы граждан стараются ездить только там, где им положено. На портале Villagespb, кстати, недавно были опубликованы правила этикета для водителей электросамокатов и прочей двухколесной техники. Советы просты и очевидны, как евангельские заповеди или Кодекс строителя коммунизма:

  • катайтесь только на трезвую голову;
  • не разгоняйтесь больше 15 км/ч, если едете по тротуару;
  • не катайтесь на одном самокате вдвоем, тем более с ребенком. Это опасно и часто приводит к травмам;
  • не сигнальте людям в спину на тротуаре. Это как минимум невежливо;
  • чтобы объехать пешеходов на тротуаре, снижайте скорость. Если людей много, лучше спешиться;
  • будьте внимательны к детям, собакам, людям старшего поколения. Ваша непредсказуемость может стоить им жизни.

Очевидно, что решение проблемы заключается не в чем ином, как в повышении общей культуры и взаимном уважении друг к другу. А этого не исправить никакими законами. Пешеходы, водители автомобилей, мотоциклов, велосипедов и самокатов нередко испытывают взаимную неприязнь друг к другу, забывая о том, что мы, прежде всего, люди и всегда можем оказаться на месте друг друга. Война всех против всех лишь усугубляет и без того непростое положение. Поэтому вместо кучи ограничений и запретов лучше построить качественную инфраструктуру, удобную для всех участников дорожного движения, а также заняться воспитанием общества. Вот тогда-то мы и заживем и поедем по-новому.

Вся лента