Капвложения у порога
Малый бизнес и государство тестируют инвестклимат
Инвестиционная активность компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) выросла в мае до рекордных значений на фоне восстановления продаж и доступных кредитов, следует из индекса деловых настроений RSBI. В ближайшие месяцы инвестпотенциал компаний будет зависеть от прохождения третьей волны COVID-19, препятствовать вложениям в развитие будет и повышение стоимости заемного финансирования. Менее чувствительный к коронавирусным ограничениям крупный бизнес может, напротив, перейти от инвестпаузы к наращиванию капвложений — по мере готовности правительственной инфраструктуры поддержки инвестиций.
Инвестиционная активность малого и среднего бизнеса в мае достигла рекордных показателей, свидетельствуют данные нового замера индекса RSBI (исследование деловых настроений МСП с 2014 года проводят «Опора России», банк ПСБ и агентство Magram Market Research). Так, компонента инвестиций выросла с 55,9 пункта в апреле до 59,2 пункта в мае — эти показатели наряду с улучшением продаж и решением компаний о расширении штата обеспечили максимальное значение деловой активности за все время наблюдений (54,6 пункта против 52,6 пункта в апреле). «В мае малый и средний бизнес продемонстрировал рекордно высокую деловую активность, что в первую очередь связано с высокой инвестдинамикой, которую проявили все сегменты бизнеса и все сферы деятельности. Впервые с начала пандемии микро- и малые предприятия начали активно инвестировать в развитие бизнеса»,— констатирует вице-президент ПСБ Кирилл Тихонов.
Опрос 1,8 тыс. компаний показал, что 20% респондентов увеличили инвестиции в мае против 15% в апреле, сократили же вложения 8% опрошенных против 13% ранее.
Напомним, что данные ЦБ о кредитовании малого бизнеса в последние месяцы указывали на разворот компаний МСП от кредитования под потребности из-за COVID-19 к займам на инвестиционные цели (см. “Ъ” от 24 мая). Повышению инвестактивности в секторе способствовал рост продаж — так, пятая часть компаний отметила рост выручки в мае (плюс 3 п. п.), о снижении сообщили 36% (минус 8 п. п.). По мнению авторов исследования, позитивные ожидания бизнеса в отношении будущих продаж (роста выручки ждут 36% компаний) будут способствовать расширению инвестиций и в ближайшие месяцы. О планах нарастить инвестиции сообщили 30% компаний против 26% в апреле, доля же тех, кто сократит расходы, осталась неизменной — 5%.
Впрочем, возможности компаний инвестировать будут зависеть от условий прохождения третьей волны COVID-19, в том числе жесткости ограничительных мер.
Потенциал заемного финансирования для малых компаний во многом исчерпан: как пояснял ранее “Ъ” глава «Опоры России» Александр Калинин, после повышения ключевой ставки эффект от программ льготного кредитования нивелирован. «Учитывая, что ситуация с распространением COVID-19 ухудшается, необходимо уже принимать меры, чтобы сохранить тот рост деловой активности малого бизнеса, который мы видим сейчас. Мы уже предложили правительству создать льготную ипотеку для покупки производственных помещений по ставке 2–3% на срок 10–15 лет»,— отметил эксперт. По словам Кирилла Тихонова, частичные ограничения июня в целом мало отразятся на предпринимателях, так как большинство из них уже адаптировались к коронавирусным условиям ведения деятельности.
Крупный бизнес ограничения новой волны затронут в еще меньшей степени, и потенциал расширения капвложений будет зависеть от успехов Белого дома в создании инвестиционной инфраструктуры. В беседах с “Ъ” эксперты отмечали инвестиционную паузу бизнеса в ожидании донастройки механизма соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК) в расчете на дополнительные гарантии и гибкость в работе с инструментом (см. “Ъ” от 16 июня). Экономисты Центра развития ВШЭ в свежем выпуске комментариев о государстве и бизнесе отмечают, что, несмотря на объективные предпосылки, пока признаков ускорения инвестиционной динамики в соответствии с планами Белого дома (5,4% среднегодового роста инвестиций) не наблюдается. Так, в первом квартале 2021 года Росстат фиксирует прирост инвестиций к тому же периоду 2020 года в 2% и 2019 года — в 4,8%. При этом заметно в финансировании инвестактивности выросла доля бюджетных средств и внебюджетных фондов — 1,8 п. п. год к году, указывают эксперты ВШЭ. Ранее экономисты ING также отмечали, что при росте корпоративного кредитования и прибыли в экономике капвложения росли на фоне расширяющегося финансирования бюджетных проектов (см. “Ъ” от 10 июня).