Дизель тормозит на госзакупках
Росстандарт в Сибири потребовал ужесточить контроль при выборе поставщиков ГСМ для школьных автобусов и скорых
Сибирское управление Росстандарта обратилось к властям регионов с инициативой ужесточить контроль за качеством закупаемого в рамках госконтрактов топлива. Ведомство отмечает рост жалоб на суррогат, а взятые специалистами пробы ГСМ показали существенные отклонения от нормы. Так, в дизельном топливе, закупленном для новосибирского общественного транспорта, содержание серы превышало допустимое количество в одном случае в 95 раз, в другом — в 242 раза. Участники рынка подтверждают серьезность проблемы с распространением суррогата, но сомневаются, что у регионов найдутся средства на оплату проб и анализа ГСМ.
Сибирское межрегиональное теруправление (СМТУ) Росстандарта предложило ужесточить контроль в сфере госзакупок топлива для школьных автобусов, машин скорой помощи и другой техники. С такой инициативой ведомство обратилось к властям Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. По данным и. о. руководителя СМТУ Росстандарта Юлии Юрченко, на данный момент поступило шесть обращений с жалобами на качество автомобильного топлива, поставляемого в рамках госконтрактов: одно — по фактам нарушений в Кемеровской области, пять — от юрлиц в Новосибирской области. До этого жалоб от госзаказчиков не было.
По словам Юлии Юрченко, сейчас у Росстандарта нет полномочий самостоятельно инициировать проверки качества топлива при госзакупках. «Топливо, которое поступает по контрактам, выпадает из-под надзора, потому что мы не можем прийти и проверить его без обращения. При этом мы понимали, что не может быть такого, чтобы на заправках и нефтебазах на регулярной основе выявлялось некачественное топливо, а по госконтрактам поставлялось в 100% случаев соответствующее всем требованиям»,— рассказала “Ъ-Сибирь” госпожа Юрченко. Одной из причин появления жалоб на суррогат, по ее мнению, могло стать массовое обновление техники госучреждениями: «Например, школы, когда жалуются, говорят, что поступили новые автобусы, а они просто не едут на суррогате. Или стали замечать, что после заправки работа техники ухудшается».
Проверки топлива, организованные Росстандартом, выявили серьезные отклонения физико-химических показателей от норм, установленных техническим регламентом Таможенного союза. Так, массовая доля серы в дизельном топливе, поставляемом по госконтракту пассажирскому предприятию в Новосибирске, составила 949 мг/кг, при поставках по госконтракту для другой организации — 2420 мг/кг при норме не более 10 мг/кг. Еще по одному факту выявлена поставка автомобильного топлива ниже пятого экологического класса качества, обращение которого на территории России запрещено.
По данным СМТУ Росстандарта, в среднем на 38% проверенных АЗС в Сибирском федеральном округе были выявлены за последние два года нарушения обязательных требований к автомобильному топливу.
Больше всего — в Иркутской области, республиках Хакасия и Алтай, Алтайском и Красноярском краях.
По словам госпожи Юрченко, управление Росстандарта предложило властям организовать мониторинг всех уже заключенных госконтрактов на закупку топлива, проверив не только документы, но и качество поставляемых ГСМ. В новых заявках, по ее мнению, необходимо четко прописывать положения, касающиеся контроля качества, а также решить проблему с контрагентами, которые сейчас не отвечают за перекупленное у других продавцов топливо.
В Новосибирской области, уточнили в СМТУ Росстандарта, после обращения ведомства была создана межведомственная рабочая группа, которая рассмотрит вопросы усиления контроля за поставками ГСМ в рамках госконтрактов. Аналогичное соглашение ведомство готовит совместно с минпромторгом Кузбасса. Вопрос также обсуждался на заседании комиссии по незаконному обороту промышленной продукции в Алтайском крае, но решение пока не принято.
Директор новосибирского МУП «ПАТП-5» Валерий Ильенко подтвердил “Ъ-Сибирь”, что проблема с суррогатным топливом при госзакупках действительно есть. «По закону мы должны ориентироваться на цену, даже когда понимаем, что от этой организации получим фиг да маленько — качество будет плохое. Были случаи, когда мы вынуждены были расторгать договоры и не без проблем: приходилось заказывать экспертизу, чтобы доказать, что топливо некачественное. Последствия от некачественного топлива — износ двигателя и других запчастей. Сегодня ситуация на рынке пассажирских перевозок напряженная, он обнищал. Если еще и некачественно заправлять топливом, износ будет увеличиваться».
О снижении качества ГСМ на фоне роста стоимости топлива ранее сообщала “Ъ-Сибирь” президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская. Она также отмечала активизацию нелегальной торговли бензином «с колес», которая не контролируется госорганами. Президент Алтайского топливного союза, вице-президент Российского топливного союза (РТС) Юрий Матвейко в беседе с “Ъ-Сибирь” напомнил, что ГСМ по госконтрактам не только возят бензовозами, но и отпускают на стационарных АЗС по топливным картам. Так, к примеру, заправляются скорая помощь, МЧС, полиция. По его словам, РТС давно выступал с инициативой «по наведению порядка в отрасли»: «Инициатива по контролю за суррогатом хорошая, но надо понимать, сколько стоит один анализ в том же Росстандарте. В зависимости от того, полный это анализ или частичный, цифра может доходить до 12–14 тыс. руб. за пробу. Стоимость проб и анализов, на наш взгляд, чересчур высока. Вряд ли в бюджетах регионов найдутся деньги на компенсацию хотя бы части этих затрат».
О том, как нефтетрейдеры заявили о возросшей конкуренции со стороны нелегальных продавцов бензина, — в материале “Ъ-Сибирь” «АЗС сбивают с колес».