Регионы держатся с достроинством
Проблемные жилые дома возвращаются с федерального уровня
У регионов обостряется конфликт с Федеральным фондом защиты прав дольщиков. Фонд требует 19 млрд руб. на достройку жилья. Но власти субъектов, неготовых к софинансированию, решили вместо этого отозвать около 85 проблемных проектов, переданных фонду. Регионы против дополнительных сборов и рассчитывают найти альтернативных инвесторов из числа локальных девелоперов. Но в результате сроки решения проблем дольщиков могут затянуться, полагают эксперты, вызвав новый виток социального напряжения.
Глава Федерального фонда защиты прав дольщиков Константин Тимофеев рассказал “Ъ”, что к началу июня регионы отозвали около 85 проектов проблемных ЖК, которые ранее передали на достройку. По его словам, больше всего объектов — по 25 — решили вернуть Красноярский край и Ленинградская область, 15 — Краснодарский край.
Вице-губернатор Ленинградской области Михаил Москвин сообщил “Ъ”, что на часть отозванных ЖК, как, например, «Карат» в Кингисеппе, «Ленинградская перспектива» в Мурино, «Радужный» во Всеволожске, найдены альтернативные застройщики. Часть объектов, пояснил чиновник, отозваны по формальным основаниям, так как «там нет (обманутых.— "Ъ") дольщиков».
В пресс-службе администрации Краснодарского края заявили “Ъ”, что на самом деле не отзывали ни одного из переданных фонду объектов. «Решения по четырем объектам нуждаются в пересмотре, так как дополнительная экспертиза признала невозможность их достройки»,— уточнили там. В минстрое Красноярского края отказались от комментариев, сославшись на то, что не владеют информацией об отзыве проблемных объектов.
Сейчас по всей стране проблемными признаны 2,9 тыс. ЖК, где квартиры купили около 171 тыс. обманутых дольщиков. За достройку 53% этих объектов отвечают регионы за счет средств своих бюджетов либо привлечения других застройщиков.
Оставшиеся 47% домов по ходатайству самих субъектов РФ переданы фонду. В этом случае источниками финансирования являются средства фонда (с 2018 года получил от правительства РФ 225 млрд руб.) и бюджетов регионов. Пропорция софинансирования для каждого субъекта устанавливается индивидуально. Константин Тимофеев называет реальной причиной отзыва регионами объектов отсутствие в регионах необходимых средств для софинансирования. Этот дефицит в фонде оценивают на уровне 19 млрд руб. На достройку всех ЖК, которую курирует фонд, необходимо 60 млрд руб., уточнил господин Тимофеев. Проблема в том, что почти 60 регионов по итогам 2020 года получили дефицитный бюджет, в то время как в 2019 году было 32 таких субъекта РФ, отмечают в «Эксперт РА».
Требуемый фондом от субъектов РФ объем средств вызвал негативную реакцию местных властей. В ноябре 2020 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко жаловался вице-премьеру Марату Хуснуллину, что фонд «безосновательно» запрашивает 2,55 млрд руб., хотя до этого в компенсационный фонд, управляемый Фондом защиты прав дольщиков, компании региона уже направили 9 млрд руб. Эти деньги, по мнению чиновника, и должны пойти на достройку проблемного жилья.
Застройщики перечисляли в компенсационный фонд 1,2% стоимости проданных квартир в качестве страховки от недостроя до перехода отрасли в 2019 году на эскроу-счета и проектное финансирование. Но вступившие 13 июля 2020 года поправки к закону о долевом строительстве, как признал глава региона, «дезавуировали возможность финансирования недостроев за счет компенсационного фонда».
Константин Тимофеев, глава Федерального фонда защиты прав дольщиков
Мы готовы рассмотреть вопросы хоть по всем дольщикам, у нас нет «узкого горлышка» в виде пропускной способности фонда
Ситуация с отзывами объектов усугубляется тем, что регионы не дают никаких гарантий, что эти ЖК будут достроены в срок и дольщики получат свои квартиры, говорит источник “Ъ” в федеральном правительстве. Более того, продолжает он, это только обостряет конфликт между регионами и фондом из-за софинансирования проектов для обманутых дольщиков.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт называет отзывы объектов «манипуляцией» со стороны регионов, применяющих «крайне расслабленный подход в отношении решения проблем обманутых дольщиков». При этом, добавляет он, это только увеличивает сроки сдачи проблемных объектов и приводит к росту «нервозности обманутых дольщиков».