Наташа, вставай, мы все поменяли
Станислав Ф. Ростоцкий о «Черной Вдове», долгожданной и неидеальной
На экраны вышла «Черная Вдова», долгожданный блокбастер Marvel, ждавший выхода с мая 2020-го. «Черная Вдова» рассказывает историю Наташи Романофф (Скарлетт Йоханссон) — и это, пожалуй, самый немарвеловский фильм во вселенной
«…Ветер свежий, и сирень / Расцветает пышно, / В белом платье, в белый день / Погулять ты вышла. / Это кто идет домой, / Не подружка ль наша? / Величавою стопой / Русская Наташа!» Стихотворение, после которого праздничная харьковская площадь ноября 1958 года разразилась «аплодисментами и ревом», было написано «подростком Савенко» за без малого шесть лет до того, как на страницах журнала Tales Of Suspense комикс-студии Marvel впервые появилась самая настоящая «русская Наташа», и оказалось вполне пророческим вплоть до мельчайших деталей. Итак, Наташа Альяновна Романофф. Рожденная в подвале полыхающего дома в Сталинграде, спасенная и выращенная солдатом по имени Иван Петрович в отличницу, спортсменку олимпийского разбора и, куда уж без этого,— балерину, а потом ставшая элитнейшим агентом КГБ. Но романтические отношения с супергероями Ястребиным Глазом и Сорвиголовой заставили Наташу Альяновну изменить своим прежним убеждениям и влиться в сплоченный коллектив Мстителей — причем далеко не на последних позициях. И когда она «в белом платье в белый день» (но чаще все-таки в плотно облегающем фигуру кожаном костюме) отправлялась «погулять», мало никому не казалось.
Так что нет ничего удивительного в том, что именно Наташина «цыганочка с выходом» была запланирована марвеловскими стратегами как одна из ключевых премьер их многоходовой «четвертой фазы» еще на прошлогодний Первомай. Но коварный коронавирус спутал супергеройские карты не менее эффективно, чем происки организации «Гидра», и сольное выступление «Черной Вдовы» состоялось только сейчас. Ожиданий было предостаточно, другое дело, что оправдавшиеся можно, пожалуй, пересчитать по пальцам одной-единственной и совсем негероической десницы.
Для начала практически все, что было известно о персонажах поклонникам оригинальных комиксов осталось за кадром или оказалось перелицовано до неузнаваемости. Вместо сталинградских руин Наташа (Скарлетт Йоханссон) проводит свое детство в Огайо середины 80-х. Алексей Шестаков (Дэвид Харбор), известный как советский супермен Красный Хранитель, несколько диковинным образом превращается из мужа Романофф в ее отчима. Отношения Романофф с еще одной «вдовой» Еленой Беловой (Флоренс Пью) тоже весьма далеки от рисованного канона и не раз заставляют вспомнить парный конферанс Веры Алентовой и Ирины Муравьевой в первой серии «Москва слезам не верит».
Во всем этом нет решительно ничего плохого — в любом случае о подлинной истории Наташи помнят в наших краях четыре с половиной человека, а беспокоят все эти нюансы и того меньшее количество совсем уж законченных гиков. Другое дело, что создателям «Черной Вдовы» не особенно есть что предложить взамен. И тут, конечно, не могут не возникнуть вопросы к выбору режиссера — можно только гадать, почему студия доверила историю «Черной Вдовы» австралийке Кейт Шортланд, постановщице камерных авторских драм «16 лет. Любовь. Перезагрузка» (2004), «Лоре» (2012) и «Берлинский синдром» (2016). Только ее режиссерским бэкграундом и можно объяснить то, что вопреки законам марвеловских блокбастеров добрые три четверти фильма тут отданы драматическому действию, которое почти не прерывается фирменным сногсшибательным экшеном. Кстати, весьма показательно и то, что никого из ударной обоймы Мстителей в «Черной Вдове» не то что ни разу не показывают, но и упоминают совсем уж впроброс — один только Ястребиный Глаз появляется на фотографии, да и то только в традиционной для вселенной последней сцене за титрами.
В результате «Черная Вдова» кажется сложенной из совсем других частичек многомиллионного голливудского пазла: это, во-первых, фильмы про агента 007 (неслучайно в одном из эпизодов на телеэкране можно заметить фрагмент бондианы с участием незабвенного Ричарда Киля), а во-вторых, пожалуй, «Убить Билла» — в том, что касается женских схваток с использованием приемов боевых искусств (в эти моменты поневоле вновь приходится вспомнить классику советской поэзии, а именно хрестоматийную дилогию Андрея Вознесенского «Бьют женщину» и «Бьет женщина»). Только совсем уж под конец, когда все на экране начинает вертеться и разлетаться в разные стороны, а на заднем плане медленно, величаво и впечатляюще разваливается Красная Комната (секретное место, где воспитывали и натаскивали Вдов), вспоминаешь, что речь все-таки идет про фильм, связанный с универсумом «Мстителей», а не очередную «Взрывную блондинку» или «Красного Воробья».
Нельзя, само собой, сказать, что «Черная Вдова» не удалась. Почти наверняка найдется немало искренних адептов, которые соскучились по большим голливудским проектам настолько, что могут закрыть глаза на все бросающиеся в глаза натяжки. Но не совсем приятный осадочек (вроде того красного порошка, что оседал на слизистых Вдов и делал их послушными куклами в руках нечистоплотных цисгендерных негодяев) все равно остается. И как вновь не помянуть харьковского поэта, с полным на то основанием утверждавшего: «У нас была великая эпоха». У него-то да. А вот для нас других супергероев, пожалуй, что нет, и в ближайшее время не предвидится.