Корпорациям установят минимальный налог
Будут ли крупнейшие международные компании платить больше государствам
Власти 130 стран мира договорились обложить крупные корпорации 15-процентным налогом, заявила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данная мера может принести государствам $150 млрд ежегодно. Одновременно она должна ударить по небольшим налоговым гаваням.
С идеей ввести единый минимальный налог на транснациональные корпорации выступили США. Власти страны не устраивает, что компании регистрируются в низконалоговых юрисдикциях вроде Ирландии и Британских Виргинских островов, чтобы платить гораздо меньше сборов.
В итоге всем государствам приходилось конкурировать за то, чтобы корпорации платили налоги именно у них, и, как следствие, снижать ставки. Минимальная ставка в 15% должна положить этому конец — с этим согласилось большинство развитых и развивающихся стран, в том числе Китай и Россия. Ввести новую ставку предполагается к 2023 году.
Смогут ли государства заставить корпорации платить больше налогов? Партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей считает, что данная инициатива начнет буксовать сразу, как только обсуждение коснется конкретных механизмов.
«Декларация о намерениях как таковая — это неплохо. Но давайте будем честными: на сегодня мы имеем историю, связанную с двусторонним налоговым обменом, и видим, что он хоть и эффективен, но не безусловен», — говорит он. Это всегда прерогатива конкретного государства — будет оно с кем-то делиться или нет, считает Степан Гузей.
«Когда речь идет о реальных деньгах, которые поступают в конкретный бюджет, здесь будет намного больше вопросов. Каждое конкретное государство будет говорить: я все понимаю, но у меня совокупный экономический эффект от деятельности корпораций, помимо налогов — такой-то. А если я буду заставлять компанию платить еще больше, то тогда она просто-напросто уйдет от меня или перейдет в юрисдикцию, где доступна государственная помощь», — рассуждает юрист.
В конечно счете, полагает Степан Гузей, подобные инициативы бьют как по транснациональным корпорациям, так и по бюджетам конкретных государств. «Мы опять оказываемся в истории, когда богатые богатеют, а бедные будут только беднеть», — констатирует он.
Как отмечают эксперты, США уже пришлось пойти на компромисс: первоначально они предлагали установить минимальную ставку налога на уровне 21%.
При этом крупнейшие компании мира уже давно готовятся к единому корпоративному налогу, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его мнению, страны также продолжат конкурировать на этом поле — только с помощью льгот, а не ставок.
«Адаптация транснациональных корпораций крупнейших уже происходит в последние пять лет, и сейчас сложно сказать, кто выиграет от этого всего, — размышляет Захаров. — Мне кажется, что это такое действие, направленное на избирателей».
Юрист уверен, что «отщипнуть» у корпораций что-то большее будет крайне сложно. «В любом виде 15% — это не тот налог, которого будут бояться корпорации в Соединенных Штатах», — подчеркивает он.
От введения 15%-го налога, считает Захаров, должны пострадать прежде всего те юрисдикции, где традиционно парковались подразделения крупных корпораций: Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Кипр и, возможно, Австрия. «Если же говорить о холдингах, то здесь могут пострадать такие восточные “тигры”, как Сингапур, Гонконг. Но в любом случае все это серьезно должно ударить по так называемой налоговой конкуренции», — считает партнер Paragon Advice Group.
В целом межгосударственная налоговая конкуренция, по мнению Захарова, строится также на возможностях предоставления льгот. Именно льготы, полагает эксперт, играют большее значение в условиях реальной конкуренции, чем условная ставка.
«Можно выставлять большие ставки — как, например, сейчас на Мальте, 35% официальная ставка налога на прибыль. Но в то же время там существует импутационная налоговая система (налога на прибыль — Прим. “Ъ FM”). Она означает, что из этой ставки можно вычесть ранее уплаченные налоги, что сократит реальную ставку до 5—10%», — говорит Александр Захаров.
Власти ЕС пытаются ввести единую базу по налогу на прибыль еще с 1960-х, однако до сих пор эти попытки не увенчивались успехом. «Как видите, уже 2021 год, но никто не в силах это сделать. А если это оказалось невозможно в ЕС, то в рамках G7 и G20 это какая-то чисто политическая профанация», — заключает эксперт.
В конце июля обсуждать налоги для крупных корпораций будут страны «большой двадцатки», куда входит и Россия.