Герой общего времени
Умер Владимир Меньшов
На 82-м году жизни в Москве от последствий коронавируса умер Владимир Меньшов, автор — и этим все сказано — оглушительного хита советского проката, награжденного «Оскаром» фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Режиссер Владимир Меньшов
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
При всей своей внешней лобастой, пролетарской простоте Меньшов был человеком-парадоксом и до конца жизни остался в профессии «своим среди чужих, чужим среди своих». Для начала у него вообще не было режиссерского диплома. Только справка об окончании несуществующей режиссерской аспирантуры при ВГИКе, которую раздобыл его учитель Михаил Ромм, единственный мэтр, способный взлелеять таких, казалось бы, чуждых ему самородков, как Шукшин и актер ставропольского театра Меньшов.
«Розыгрыш» (1976) посмотрели 34 млн зрителей, «Москву…» — 90 млн. А коллеги за глаза презирали его: работает на потребу публике, к высокому искусству отношения не имеет. Да, его хиты не были шедеврами киноискусства. Зато они, улавливая подсознательные надежды и страхи советского общества, формировали эпоху. Да, они были с формальной точки зрения архаичны. Школьная драма «Розыгрыш» о моральном крахе самоуверенного карьериста Комаровского наследовала «Аттестату зрелости» (1954), где такого же карьериста играл юный Лановой. «Москва» возрождала старомодно неторопливый жанр киноромана, отслеживающего на протяжении нескольких десятилетий параллельные судьбы героев и выводившего из бытовых коллизий нехитрую мораль о необходимости жить честно.
Так ведь и десятки миллионов зрителей обсуждали и продолжают обсуждать в интернете не формальные достоинства этих фильмов, а правоту или неправоту их героев, словно они — не плоды фантазии, а живые люди.
Так ли уж плох амбициозный Комаровский? Не слишком ли жестоко обошлась с ним учительница, разрушив надежды на поступление в престижный вуз? Что нашла Катя Тихомирова в интеллигентном алкаше-слесаре Гоше? Как могла Люда Свиридова увлечься своим хоккеистом?
Это может показаться странным, ведь «Москва…» по большому счету сказка о советской Золушке, лимитчице, ставшей крупным руководителем. «И вы мне еще про сказку рассказываете!» — обрывал Меньшов интервьюера. Он сам был человеком из советской сказки. К моменту поступления в школу-студию при МХАТе в 1961-м он «достиг пика карьеры»: работал подкатчиком главного ствола воркутинской шахты №32. Побывал и матросом на водолазном катере, и простым шахтером.
Ваш браузер не поддерживает видео
И в профессию, имея только ту сомнительную справку, он буквально ворвался, как в сказке. Написанная им в общаге бессонно-прокуренными ночами инсценировка «Месс-Мэнд» Мариэтты Шагинян самотеком попала в руки великого Зиновия Корогодского и легла в основу ослепительной феерии ленинградского ТЮЗа. Тогда Меньшов, как ни удивительно, был авангардистом и «весь в борьбе с советской властью». Написал иконоборческий сценарий «Требуется доказать» по книге Ленина «Детская болезнь левизны» — такие трюки выкидывали в мире только такие оригиналы, как Годар.
Сказочность творческой биографии парадоксально сочеталась с тем, что сказал о Меньшове поэт Алексей Дидуров, автор незабвенных песен из «Розыгрыша»: «Он — человек "из жизни", мозоли на ладонях не грим, он из тех мужчин, которые не боятся ни драки в пивной, ни гнева начальства».
Меньшов действительно до самой смерти не боялся пойти против киноистеблишмента.
Памятен его отказ: прямо на сцене Меньшов бросил на пол конверт с решением жюри — вручить премию MTV Russia Александру Атанесяну за «клеветнический» фильм «Сволочи». И отказ (Меньшов возглавлял тогда, в 2011-м, оскаровский комитет России) поддержать выдвижение на «Оскар» «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова.
Другое дело, что фильмы 1970-х остались его вершинами. Начиная с фильма «Любовь и голуби» (1984) Меньшов не столько мощно распоряжался подсознанием общества, сколько пытался угадать его желания и угодить им. Впадал то в лубочное комикование, то в конъюнктурную фарсовость («Ширли-мырли», 1995). А то и вовсе («Зависть богов», 2000) вернулся на покоренную им в «Москве…» территорию советского ретро, чтобы — пусть и в духе времени, но неорганично для себя — пытаться превратить его в ретро антисоветское.
Столь же стремительно, как в драматургию и режиссуру, Меньшов ворвался в экранное актерство. Первая роль — председателя колхоза «Большие Бобры» в «Человеке на своем месте» (Алексей Сахаров, 1972) — была уже главной. Типаж обрекал Меньшова, как до него — Михаила Ульянова, на социальные роли крепких производственников. Но, как и Ульянов, он играл секретарей райкома с абсолютной искренностью. Иногда получались настоящие шедевры — заводской социолог в «Собственном мнении» (1977) Юлия Карасика.
У Ульянова он — ну а кто же, если не он,— унаследовал роль маршала Жукова («Генерал» Игоря Николаева, 1992; «Ликвидация» Сергея Урсуляка, 2007). А у Шукшина — роль маршала Конева («Если враг не сдается» Тимофея Левчука, 1982).
Но даже при сценарной однозначности в его социальных героях была тревожащая странность. Характерность органично переходила в гротеск в ролях агента ЦРУ в самопародийной вампуке «Перехват» (Сергей Тарасов, 1986) или прокурора в сюрреалистическом сне Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988).
В постсоветском кино Меньшов ухитрился остаться героем своего времени, только герой изменился вместе со временем.
Он почти не вылезал из мундиров, сыграв не только толпу военных в звании не ниже полковника, но и директора ФСБ в триллере француза Эрика Рошана «Мебиус» (2013), и самого президента России («07-й меняет курс» Владимира Потапова, 2007). Лучший из его поздних киноначальников — директор советского «Мосфильма», в котором угадывался великий и ужасный Сизов, в сериале Дмитрия Иосифова «Уходящая натура» (2014). И все они были так или иначе аватарами Гесера из «Ночного» (2004) и «Дневного дозоров» (2005) Тимура Бекмамбетова. Властный мир остается для людей миром Иных: а Меньшов, сколько бы сильных мира сего ни переиграл, был на стороне людей. Тех, кто и поныне нет-нет да замурлыкают «Когда уйдем со школьного двора» или «Александра, Александра, этот город наш с тобою».
Фотогалерея
«Cейчас самое время приостановить наш бодрый марш в никуда»
Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку. Его отец был моряком, служил в НКВД. Мать занималась домом и детьми. В 1950 году семья переехала в Астрахань, где Меньшов окончил школу с серебряной медалью. После этого он, вопреки желанию отца, отправился в Москву, мечтая стать актером. Однако с первого раза поступить на актерский факультет ВГИКа Владимиру Меньшову не удалось. Вернувшись домой, он работал токарем, а спустя год поступил во вспомогательный состав Астраханского драматического театра. В 1961 году Владимир Меньшов снова отправился покорять Москву
Фото: РИА Новости / Юрий Иванов
Приехав в Москву вновь, Владимир Меньшов поступил в Школу-студию МХАТ, где познакомился со своей будущей женой Верой Алентовой. После окончания учебы он был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова. Проработав там, он решил, что хочет быть режиссером. В 1967 году Владимир Меньшов поступил на режиссерский курс ВГИКа к Михаилу Ромму сразу на второй курс. В 1970 году Меньшов стал соавтором сценария к комедии «Счастливый Кукушкин», где исполнил свою первую главную роль. За свою вторую роль в картине Алексея Сахарова «Человек на своем месте» (кадр на фото) актер удостоился первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате
Фото: РИА Новости
После успеха фильма «Человек на своем месте» Владимир Меньшов стал одним из самых востребованных советских актеров. За следующие четыре года он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча», производственной драме «Собственное мнение» (кадр на фото)
Фото: РИА Новости
Дебютная режиссерская картина Владимира Меньшова «Розыгрыш» имела большую популярность. Появившись в фильме в роли тренера по плаванию, он ввел традицию — играть эпизодические роли в своих фильмах. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой (на фото в роли учительницы) были отмечены Государственной премией РСФСР
Фото: РИА Новости
«Интересная история случилась с лентой "Москва слезам не верит", которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В нее включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни. А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьезной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое»
На фото (слева направо): Григорий Гладков, Владимир Меньшов, Зиновий Гердт, Юрий Чернов
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Владимир Меньшов познакомился со своей женой, актрисой Верой Алентовой, учась в Школе-студии МХАТ. Однако после свадьбы и окончания университета им пришлось расстаться: Владимир Меньшов уехал в Ставрополь играть в труппе Ставропольского краевого драмтеатра, а Вера Алентова поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. Несмотря на скорое рождение дочери, семья распалась. Прожив несколько лет врозь, супруги воссоединились. Актриса исполнила главную роль в оскароносной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Костюков
В 1978 году Владимир Меньшов взялся за сценарий Валентина Черных «Москва слезам не верит». Владимир Меньшов переработал его, сделал фильм двухсерийным и добавил несколько новых сюжетных линий. Кроме того, Меньшов подобрал отличную актерскую команду: Веру Алентову, Алексея Баталова, Олега Табакова, Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. На экраны фильм «Москва слеза не верит» вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал популярность
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
За первый год проката картину посмотрели более 80 млн зрителей. Журнал «Советский экран» назвал ее лучшим фильмом года. Фильм оценили и за рубежом. Он был отмечен высшей кинематографической наградой – «Оскаром» в номинации «Лучший зарубежный фильм»
Фото: РИА Новости / Галина Кмит
Вслед за фильмом «Москва слезам не верит» последовали «Любовь и голуби», ставшие одним из самых популярных и цитируемых фильмов 1980-х годов. Владимир Меньшов продолжал сниматься и в фильмах других режиссеров, например, в комедии «Где находится Нофелет?», драме Карена Шахназарова «Курьер», в исторической драме «Царевич Алексей» и других
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Во мне слабо развит орган, отвечающий за ревность. В актерской профессии это победа — когда хрустят сердца под каблуками. И даже в таком отчаянно смелом для супругов фильме, как "Зависть богов", где моя жена несколько раз оказывается с другим человеком, я думаю только о том, чтобы все было хорошо видно, чтобы все получалось. Вера за всю жизнь не особенно давала поводы для ревности»
Вера Алентова и Владимир Меньшов были вместе не только в жизни, но и на сцене: в Московском драматическом театре имени Пушкина с 2011 по 2017 годы шел спектакль «Любовь. Письма» в постановке дочери актеров Юлии Меньшовой
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
У Владимира Меньшова и Веры Алентовой есть дочь — Юлия Меньшова, телеведущая и актриса. В одном из интервью она вспоминала о непростых отношениях с родителями: «Я жила абсолютно жизнью моих родителей, ежедневно находясь в эпицентре выяснениях их отношений, вынужденная занимать то одну сторону, то другую. Каждый день дома кипели такие "итальяно-грузинские" страсти... Всегда был повод для споров. А я выступала в качестве третейского судьи»
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
В 1990-х комедию Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» полюбили и зрители, и критики. В начале 2000-х вышел новый фильм Владимира Меньшова «Зависть Богов» — несвойственная режиссеру мелодрама
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
В 2007 году Владимир Меньшов был приглашен на вручение кинопремии MTV, где разгорелся настоящий скандал. Режиссер должен был объявить победителя в номинации «Лучший фильм года». Господин Меньшов открыл конверт и произнес: «Я думал, пронесет, но не пронесло. Вручать приз этой картине я не буду. Это позорище для моей страны». После этих слов господин Меньшов бросил конверт на пол и покинул сцену. Гнев Владимира Меньшова вызвал сюжет победившего фильма «Сволочи», снятого по мотивам книги Владимира Кунина «Мика и Альфред»
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев
В 2011 году «оскаровский» комитет России, выдвинув кандидатом на высшую американскую кинопремию фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Никиты Михалкова (на фото слева), спровоцировал очередной скандал. Такой конфликт произошел впервые за всю практику существования комитета: его председатель Владимир Меньшов отказался подписать протокол выдвижения, заявив, что результаты голосования были предопределены воздействием административного ресурса. Фильм все равно выдвинули на «Оскар», но отношения двух режиссеров после этого испортились
Фото: ТАСС / Александр Куров
За фильм «Легенда №17» (кадр на фото) Владимир Меньшов получил премию «Золотой орел — 2014» в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана»
Фото: Централ Партнершип
«Время от времени меня втягивали в политические игры. В поисках новых ощущений часто соглашался и входил в разные блоки, даже участвовал в выборах в Думу. Мне любопытно наблюдать за всем этим, по ТВ столько не увидишь. Может, когда-нибудь это знание перельется в фильм. Разглядев эту жизнь, я разочаровался в ней очень сильно. Политика — тот же театр, труппа в него набрана, роли распределены, и надолго. Надо или разогнать всю труппу, или смотреть их спектакли»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
В 2017 году режиссер стал кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В числе последних работ Владимира Меньшова — драмы «Крик тишины», «Ничей», комедии «Елки последние», «Новогодний переполох» и другие
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Владимир Меньшов собирался баллотироваться на предстоящих выборах в Госдуму по общефедеральной части списка от партии «Справедливая Россия — За правду». Актер и режиссер умер 5 июля 2021 года от последствий перенесенного коронавируса
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов