Улицы охватила безодежность
Стрит-ритейл закрывает магазины
На фоне снижения трафика магазины одежды и обуви в первом полугодии стали лидерами по темпам закрытий в формате стрит-ритейла. В сегменте общепита ситуация пока выглядит лучше: благодаря высокой ротации вакантность на ресторанных улицах Москвы снизилась. Но новая волна ограничений может существенно скорректировать эту динамику. Сейчас ресторанный рынок испытывает больше неопределенности, чем в первую волну пандемии.
По итогам января—июня 2021 года вакантность на торговых улицах Москвы, где помещения занимают в основном fashion-операторы (Петровка, Столешников переулок и Третьяковский проезд), выросла с 13,3% до 17,2% год к году. Такие данные в своем исследовании приводит JLL. Показатель стал самым высоким по профилю арендаторов и рекордным с 2016 года. На ресторанных улицах (Большая Дмитровка, Большая Никитская, Покровка, Маросейка, Пятницкая, Никольская, Мясницкая, Кузнецкий Мост, Камергерский переулок и район Патриарших прудов) вакантность снизилась с 15% до 12,4%. На улицах смешанного типа (1-я Тверская-Ямская, Арбат, Тверская и Садовое кольцо) доля пустующих помещений увеличилась с 16,2% до 16,4%. Средний уровень вакантности в Москве за полгода остался на уровне 15%.
50%
составила доля общепита на рынке стрит-ритейла Москвы, по данным Colliers
Заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers Валерия Гвоздева поясняет, что в сложившихся ресторанных локациях после первой волны ограничений активно стали открываться новые концепции, а некоторые освободившиеся помещения заняли банки, аптеки и продуктовые магазины. Консультанты CBRE констатируют, что рестораны и кафе сейчас доминируют среди новых открытий, формируя 50%. К июню 2021 года сегмент общепита практически исчерпал влияние первой волны пандемии и ограничений, восстановившись на 97% к докризисному уровню, констатируют консультанты. «В центре Москвы сегмент общепита традиционно наиболее активен с точки зрения ротации и занимает больше всего помещений, поэтому восстановление активности началось с устоявшихся ресторанных локаций»,— говорит руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев.
Магазины одежды и обуви, по словам госпожи Гвоздевой, начали отдавать предпочтения торгцентрам еще до пандемии.
По ее словам, на фоне кризиса многие бренды в принципе оставили в стрит-ритейле только флагманские магазины. Президент Baon Илья Ярошенко отмечает, что не все арендодатели готовы снижать свои доходы вместе с fashion-ритейлом. Формат стрит-ритейла в сегменте fashion начал терять трафик задолго до пандемии, а сейчас ситуация лишь усугубилась, говорит он. Владислав Фадеев ждет, что магазины одежды и обуви продолжат переход в e-commerce.
Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина добавляет, что ресторанный рынок не сможет избежать закрытия части заведений, но ожидает, что речь пойдет не о самых успешных проектах. «Вероятность не пережить период ограничений доступа в ресторанные залы есть у менее мобильных концепций: не у всех заведений открыты веранды, есть формат работы на вынос и доставку»,— соглашается Валерия Гвоздева. В перспективе второго полугодия господин Фадеев формулирует благоприятный прогноз, рассчитывая, что к концу года общая вакантность в стрит-ритейле может снизиться с 15% до 13%.
Сами участники ресторанного рынка оптимизма консультантов не разделяют.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров говорит, что сейчас в Москве работает 15 тыс. заведений и только 3 тыс. летних веранд — количество посадочных мест резко сократилось. Он уверен, что динамика закрытий будет зависеть от продолжительности ограничений на работу бизнеса и оказанных мер поддержки. «Арендодатели навстречу операторам сейчас фактически не идут»,— констатирует он.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не исключает, что с учетом исчерпания финансовых резервов текущие ограничения для ресторанного бизнеса могут оказаться тяжелее, чем первая волна пандемии COVID-19. «Тотальное закрытие и работа только на доставку позволяет принять решение по оптимизации расходов на персонал и продукты, а также вести переговоры о снижении аренды. Сейчас расходы практически не изменились при кратном сокращении выручки и отсутствии перспектив ее полного восстановления до конца лета»,— указывает эксперт.