«Сейчас металлург не стоит у печи с лопатой, а сидит за компьютером»

Глава ТМК об опыте цифровой трансформации компании

Основной темой международной выставки «Иннопром-2021» стало «Гибкое производство» — Flexible manufacturing system (FMS). Это производственная система, при которой компания может оперативно реагировать на самые неожиданные изменения, связанные с номенклатурой продукции или технологиями. Генеральный директор Трубной металлургической компании (ТМК) Игорь Корытько рассказал о том, как благодаря внедрению внедрению цифровых технологий крупнейший российский производитель труб смог быстро адаптироваться к условиям пандемии коронавирусной инфекции и какой экономический эффект компания уже получила.

— Пандемия COVID-19 ускорила процесс цифровизации промышленности?

— Пандемия, действительно, стала мощным стимулом для перевода многих процессов в цифровую плоскость: от создания и производства продукта до взаимоотношений с потребителями и логистики. Мы все еще раз убедились в том, что IT-технологии — это незаменимый инструмент повышения производительности, трансформации промышленности и вывода ее на новый уровень. Однако мы в ТМК начали процесс цифровой трансформации еще задолго до пандемии, а самые первые передовые IT-технологии начали внедряться сразу после создания компании, 20 лет назад.

— Как пандемия изменила работу ТМК?

— Наши профильные службы еще до пандемии развернули на облачной платформе центр обработки данных, на базе которого создан полноценный цифровой двойник офисного пространства: виртуальные совещания, общение, обмен данными — все это реализовано на единой площадке. Поэтому с началом ограничительных мер мы смогли оперативно перевести сотрудников на удаленную работу.

В целом хочу отметить, что ТМК стремится не только реагировать на внешние вызовы, но и старается предвосхищать обстоятельства. Наша долгосрочная стратегия была сформулирована задолго до пандемии: инвестиции в развитие и раскрытие потенциала сотрудников, проведение научно-технических исследований, создание новой высокотехнологичной продукции, наращивание сервисной составляющей, диверсификация продуктового портфеля. Мы смогли убедиться в верности этого выбора в 2020 году, когда развитие этих направлений помогло нам сохранить и укрепить позиции на рынке.

— Какие ключевые моменты цифровой трансформации компании вы можете отметить?

— ТМК сейчас активно реализует концепцию развития цифровых технологий до 2025 года. Она затрагивает сразу несколько направлений, но преследует общую цель — повысить эффективность и качество механизмов управления. Мы создаем систему цифрового управления производством – MES-систему (Manufacturing Execution System). Она отвечает за управление операциями основного производства, технический контроль и управление запасами. В ней формируются планы, производственные задания на уровне цехов, участков и смен, а затем она собирает информацию о том, как они были выполнены.

Кроме того, сейчас идет внедрение системы интегрированного планирования (СИП). Этот проект позволит ТМК планировать продажи и операции, опираясь на большой массив данных и передовые аналитические инструменты. Благодаря СИП мы сможем эффективно распределять загрузку по всей производственной и сбытовой цепочке, учитывая показатели маржинальности

Сейчас мы тестируем верхний уровень СИП — планирование продаж и операций с горизонтом 18 месяцев. В рамках проекта объединяется информация служб по маркетингу, сбыту, логистике, закупкам, производству и другим направлениям. Эти данные анализируются системой, которая предлагает способы оптимизации планов с учетом заданных стратегических целей. На следующих уровнях будут распределяться производственные задачи — по предприятиям и цехам. После этого задания будут попадать в MES для детального контроля за производством и сопутствующими процессами — лабораторными испытаниями, потреблением энергоресурсов, техобслуживанием и ремонтом и так далее. 2021 год является ключевым для внедрения MES и СИП.

На новую цифровую платформу мы переводим отношения с клиентами, создаем передовую CRM-систему. Клиенты ТМК смогут контролировать выполнение заказов на наших заводах с точностью до конкретных операций. Параллельно в компании идет роботизация процессов — мы уже внедрили в офисах робота-маркетолога, робота-рекрутера, запущен корпоративный чат-бот.

Есть и другие прикладные направления цифровизации. В научно-техническом центре ТМК в «Сколково» сформирован центр компетенций по цифровым двойникам, в нем созданы модели трубопрокатного стана и резьбовых соединений. На них наши ученые и инженеры осваивают производство новой высокотехнологичной продукции, работают над повышением ее качества и снижением себестоимости.

— Как вы привлекаете новых сотрудников в цифровую эпоху?

— Современный трубный завод совсем не такой, каким он был 20-30 лет назад.

Сейчас металлург не стоит у печи с лопатой, а сидит за компьютером и дистанционно контролирует производственный процесс. Практически это уже больше похоже на работу в IT-компании.

И эти изменения нужно доносить до широкой публики, заинтересовывать и мотивировать молодежь для работы в трубной промышленности. Кадрами мы занимаемся уже со школьной скамьи, сотрудничаем с вузами, создаем в регионах присутствия учебные центры, оснащаем их симуляторами наших основных агрегатов: электропечей и прокатных станов.

— Какой экономический эффект ТМК получает от цифровой трансформации?

— Хотя цифровая трансформация – это длительный процесс, мы уже можем подвести первые итоги. Например, благодаря внедрению цифровых двойников прокатных станов мы получили дополнительную прибыль в размере около 500 млн руб. Это удалось сделать за счет повышения качества трубной продукции, выпуска труб из новых марок сталей и снижения издержек. И в дальнейшем эффект будет увеличиваться.

На базе этих и других цифровых решений мы создаем интегрированную автоматизированную систему управления Группой ТМК. Это по сути цифровой двойник компании, благодаря которому мы сможем в виртуальной среде прорабатывать различные управленческие и производственные сценарии в сфере закупок, продаж, изготовления продукции и на других направлениях. Создание такой модели даст нам возможность существенно снизить издержки – на 2–3%, это очень существенный показатель для компании и для отрасли в целом.

— В связи с пандемией произошло падение спроса на трубную продукцию?

— Различные ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, конечно, привели к спаду экономической активности во многих отраслях, в том числе в нефтегазовой. Это наши основные заказчики, поэтому мы столкнулись с падением спроса на трубную продукцию. Но высокотехнологичный сегмент сохранил относительную устойчивость. Нам даже удалось увеличить объемы отгрузки флагманской продукции — премиальных резьбовых соединений, труб из нержавеющих марок стали и других инновационных продуктов. Кроме того, мы значительно нарастили сервисную составляющую. Теперь мы предлагаем потребителям не просто трубы, а комплексные трубные решения. Эта модель продемонстрировала свою эффективность. Мы продолжим развивать инновационные трубные решения, создавать продукцию более высокого технологического передела, расширять научный потенциал и наращивать производство новых продуктов. Речь идет, в том числе, о разработке и производстве трубных решений из специальных видов сталей и сплавов.

— На фоне экономического спада вам пришлось менять сбытовую стратегию?

— Мы ее переформатировали. ТМК перешла к горизонтальной системе управления продажами, чтобы еще более оперативно откликаться на запросы потребителей. Мы активно занимаемся цифровизацией отношений с потребителями, расширяем функционал личных кабинетов клиентов, постоянно совершенствуем сбытовые практики электронной торговой площадки ТМК eTrade. Выделены бизнес-направления по работе с крупными и средними потребителями, изменена структура подразделений, работающих с региональными и отраслевыми рынками — они стали более мобильными. Эти изменения позволили нам укрепить позиции на внутреннем рынке на фоне непростой экономической ситуации. Для продвижения на внешних рынках мы разработали современные стратегии реализации продукции, которые точнее отвечают на вызовы и потребности конкретных регионов.

— В какие регионы вы поставляете продукцию?

— У нас есть опыт поставок продукции в 80 стран мира, и мы продолжаем расширять географию, продвигать за рубежом свои высокотехнологичные решения, которые уже успели себя отлично зарекомендовать в России. За пределами России наши основные рынки сбыта – страны СНГ, Европа, Ближний Восток и Северная Африка, мы поставляем продукцию и в другие регионы – по всему миру.

При этом для нас, несомненно, приоритетен российский рынок. Здесь расположены наши крупнейшие заводы. В своих российских R&D-центрах — в «Сколково» и Русском научно-исследовательском институте (РусНИТИ) в Челябинске — мы разрабатываем и тестируем инновационную продукцию. Сначала выстраиваем цифровые модели, которые обкатываем виртуально. Потом производим соответствующую марку стали и изделие из нее, а затем испытываем натурные образцы.

Если говорить о ключевых потребителях, то наши основные заказчики — компании нефтегазовой отрасли, которые сегодня сталкиваются со все более жесткими условиями добычи углеводородов. Трубы должны выдерживать серьезные нагрузки, сохранять целостность при изгибах, устойчивость к повышенному давлению, выдерживать высокие температуры. Поэтому мы постоянно совершенствуем технологию, разрабатываем новые материалы и новые конструкции. Например, технологи ТМК осваивают производство обсадных труб с высокой стойкостью к сминающему давлению, чтобы добывать нефть и газ в условиях, при которых ранее добычу вести было нельзя. ТМК развивает такие цифровые решения, как «умная труба», когда встроенные в трубу сенсоры помогают контролировать состояние ключевых участков трубопроводов.

— В марте ТМК объявила о приобретении активов Группы ЧТПЗ, включая Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы (ПНТЗ). Как происходит их интеграция в компанию?

— Интеграция в основном уже завершена. В ее рамках произошла определенная трансформация бизнес-процессов как на предприятиях, вошедших в состав компании, так и в самой ТМК.

Мы провели перенастройку системы управления компанией с учетом новых активов. В частности, успешно внедрено совместное планирование производственной и закупочной программы, что уже приводит к ощутимому синергетическому эффекту.

Мы собираемся и далее развивать удачные проекты и интересные наработки ПНТЗ и ЧТПЗ, будем использовать все сильные стороны их системы управления. Для обмена опытом мы организовали серию перекрестных поездок работников вошедших предприятий на заводы компании для знакомства с производственной и корпоративной культурой.

— Теперь в состав ТМК входит пять электросталеплавильных производств, расположенных в России. Что вам дает усиление металлургической составляющей?

— ТМК последовательно увеличивает объемы выпуска стальной заготовки, чтобы обеспечить собственные потребности в высококачественном сырье для производства трубной продукции. С учетом новых мощностей в 2021 году мы планируем практически полностью обеспечить собственные потребности в стальной заготовке. При этом мы наращиваем собственные компетенции и объемы производства продукции из нержавеющих сталей.

— Какие средства ТМК направляет на внедрение цифровых технологий и на модернизацию заводов?

— В программу «Цифровое производство», в рамках которой мы переводим в IT-плоскость управление производственными процессами, мы вкладываем, в среднем, около 1 млрд руб. в год.

Инвестиции в масштабную программу модернизации производств с 2006 по 2019 год превысили 160 млрд руб.

Сейчас заводы ТМК — передовые производственные комплексы с современным оборудованием. При существенном увеличении мощностей нам удалось вдвое сократить объем валовых выбросов в атмосферу и сточных вод и при этом значительно повысить качество продукции. По мере наращивания производственного потенциала ТМК продолжит снижать воздействие на окружающую среду. В ближайшие три года мы улучшим свои природоохранные показатели благодаря новой программе повышения экологической эффективности, сейчас корректируется общий объем инвестиций с учетом экологических проектов новых активов.

Подготовил Алексей Буров

Вся лента