Горизонт заявлен
Правительство выступило с 42 конкретными предложениями обществу
Завершена восьмимесячная работа правительства по созданию «инициатив социально-экономического развития»: 42 инициативы Белого дома на 2021–2024 годы представлены в понедельник, 19 июля, президенту. Программа инициатив стоимостью 504,8 млрд руб. федерального финансирования и 232 млрд руб. средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) — предлагаемый правительством Михаила Мишустина план достаточно быстрых, за три-четыре года, видимых изменений в положении дел в России в самых разных сферах — от среднего профессионального образования и развития медицинской науки до беспилотного судовождения и передовых инженерных школ.
На совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Мишустин и вице-премьеры представили результат одной из самых сложных программ по планированию последних лет. Работа над отбором инициатив (всего их 42, на старте процесса их было около 250) шла с 2020 года в «полузакрытом» режиме: Белый дом в Координационном центре правительства РФ, во властных кругах более известном как «бункер», провел чуть менее тысячи совещаний, основной задачей которых было обсуждение того, какие проекты развития правительство готово инициировать на период 2021–2024 годов помимо уже ведущейся работы по национальным целям развития, нацпроектов, госпрограмм и текущей работы исполнительной власти. Главные критерии отбора инициатив — эти проекты должны быть исполнимы в короткие сроки с видимым результатом (или по крайней мере с быстрым стартовым результатом), они должны быть значимыми и важными для общества, они должны соответствовать ранее полученным отзывам и запросам граждан в системах обратной связи, они не должны дублировать уже ведущуюся во власти работу, быть частью национальных целей развития. Подготовка инициатив не скрывалась (см. “Ъ” от 24 февраля и 14 апреля), но подробно не освещалась.
Для практики работы власти в России речь идет о необычном предприятии. Напомним, ранее правительство пыталось решать задачи социально-экономического развития другим способом: или через объявление системных реформ, затрагивающих и госфинансы, и налоговую систему, и способы госуправления (административная реформа 2011 года, создание Фонда национального благосостояния), или через системные планы развития («Стратегия-2020» в двух версиях, госпрограммы, национальные цели развития), или через проектный подход (нацпроекты в двух версиях).
42 инициативы будут полностью вписываться в созданную и сейчас реформируемую правительством Мишустина систему стратегического планирования.
Но сами по себе это публичные обязательства правительства обществу по достижению осязаемых целей госуправления в относительно короткий срок — кроме того, они призваны в этом качестве стать проектами, связующими и конкретизирующими в краткосрочном моменте планы по достижению национальных целей, нацпроекты, госпрограммы и отраслевые программы развития.
При этом Белый дом не меняет принципиально ни структуру бюджета (суммы в 150–180 млрд руб. в год, до 0,2% ВВП, на макропоказатели не влияют никак), ни налоги, ни практики, речь идет о том, что легко проверяемо по результату (инициативы устроены так, что они или исполняются, или нет) и имеет смысл и ценность для больших групп избирателей. С учетом внебюджетного финансирования, денег инвесторов и институтов развития сумма выше — 4,6 трлн руб. за четыре года, или дополнительно около 1% ВВП, из них 736 млрд руб.— федеральные. Но для команды Белого дома это не «макроэкономическая» программа, ее исполнение во многом призвано изменить имидж исполнительной власти и власти в целом в глазах общества (в том числе для того, чтобы расширить ресурс возможностей власти — сейчас взаимоотношения власти и общества в РФ таковы, что часть этих ресурсов недоступна), но каждая из 42 инициатив рассматривается как ценная сама по себе.
После отбора через «сито» совещаний и бюджетных оценок (многие проекты не прошли именно через него — одним из условий был ограниченный бюджет и отказ от изменения налогов) осталось пять крупных «блоков» инициатив.
Крупнейший из них — социальный: в нем десять проектов общей стоимостью 236,8 млрд руб. без инвестиций ФНБ. В их числе вице-премьер Татьяна Голикова выделяет проект «Пушкинская карта» (бесплатное посещение молодежью культурных учреждений, 17 млн участников), «Социальное казначейство» (слияние ПФР и ФСС в 2023 году, унификация системы страховых взносов, цифровизация всех систем господдержки) и «Профессионалитет» (новая система среднего профессионального образования), среди инициатив также поддержка креативных индустрий, меднауки и санитарного контроля, массового спорта и миграции.
Второй по размеру «блок» — «Технологический рывок»: это в основном меры отраслевой поддержки (в том числе программа создания малых атомных реакторов, полигонов водородной энергетики, автономного судовождения, электромобилей, агронауки), впрочем, для рынков, видимо, более важны такие проекты под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, как платформа университетского технологического предпринимательства и поддержка передовых инженерных школ. Этот блок стоит 130,5 млрд руб. и 118,7 млрд руб. инвестиций ФНБ.
Третий «блок» — строительные инициативы под кураторством вице-премьера Марата Хуснуллина: их семь, и среди них самая амбициозная — быстрая цифровизация геоданных в РФ в рамках «национальной системы пространственных данных». Кроме того, руководители стройки в Белом доме намерены провести реинжиниринг правил промышленного строительства и стройки в целом, поддержать строительство частных домов и поддержать среднего размера инфраструктурные проекты в рамках «инфраструктурного меню». Этот блок стоит 42,4 млрд руб. федеральных расходов, 54,2 млрд руб. трат ФНБ и приращения госдолга в инфраструктурных облигациях на 150 млрд руб. «Экологический блок» инициатив, курируемых вице-премьером Викторией Абрамченко, стоит 73,1 млрд руб. и предполагает «генеральную уборку» в морских портах (затонувшие корабли), восстановление материальной базы государственной геологии, ресайклинговый проект по упаковке. Необычно компактным является блок вице-премьера Дмитрия Чернышенко по цифровизации: он стоит 17 млрд руб. госинвестиций и 60,8 млрд руб. вложений ФНБ. В основном это обращенные к населению цифровые госуслуги, покрытие «космическим» (через спутник) доступом в интернет удаленных территорий. Но здесь есть крайне яркий проект «Подготовка кадров для IT»: с 2021 года на дополнительных двухгодичных курсах языков программирования (Pyton, C++ и др.) за госсчет будут обучаться 240 тыс. старшеклассников, допподготовку по программированию получат 75 тыс. студентов.
И, наконец, последний блок под кураторством вице-премьера Дмитрия Григоренко стоит всего 5 млрд руб. и состоит только из одной инициативы — «Клиентоцентричность / Государство для граждан». Это, видимо, самый «тяжелый» с точки зрения самого госаппарата проект изменения государственной корпоративной культуры. «Повышение уровня доверия к власти» в этом случае — прямая цель для государства. Технически речь идет о создании системы HR для госслужбы, предварительном тестировании изменяющихся практик и мониторинге оказания государственных услуг, создании систем обратной связи.
Часть инициатив — откровенная и в принципе уместная заявка на мировое лидерство в узкой сфере: так, например, предлагаемой системы санитарной защиты границ или беспилотных логистических коридоров в мире сейчас нет ни у кого. Часть, как в случае с инженерными школами, строительным регулированием или поддержкой стартапов, нужны как срочное решение острых краткосрочных проблем развития. Но в целом 42 инициативы не предполагают «потрясения основ»: это дополнительные к основной работе Белого дома программы развития. Но для имиджа власти инициативы — это, от чего правительству нельзя будет отказаться или не получить результата: в свою очередь, идея в том числе и в том, что игнорировать результат не сможет и общество.