Лизинг растет в цене
Объем рынка может по итогам года достигнуть 2 трлн руб.
Объем рынка лизинга в 2021 году может превысить 2 трлн руб., полагают в рейтинговом агентстве НРА. Рост в 30–40% обеспечит восстановление в ряде отраслей. В частности, наметилась положительная динамика в железнодорожном лизинге, реализуется отложенный спрос в сегментах оборудования и спецтехники. В то же время прошлогодний лидер — сегмент автолизинга — имеет неочевидные перспективы из-за дефицита автомобилей и снижения программ господдержки.
Рынок лизинга по итогам года может вырасти на 30–40%, и таким образом объем нового бизнеса может увеличиться до 1,9–2,1 трлн руб. Такой прогноз сделало НРА на основе данных Федресурса по заключенным договорам и предметам лизинга, переданным лизингополучателям в первом полугодии 2021 года (с исследованием ознакомился “Ъ”). По оценке агентства, за шесть месяцев этого года количество заключенных договоров сохранилось на уровне июля—декабря 2020 года: 180,2 тыс. против 183,9 тыс. При этом количество объектов, переданных в лизинг, выросло более чем на 17% — до 266,3 тыс.
В прошлом году объем нового бизнеса (стоимость переданных клиентам предметов лизинга без НДС) лизинговых компаний сократился на 6%, до 1,4 трлн руб. Прежде всего пострадали капиталоемкие сегменты, в частности, авиа- и железнодорожная отрасли (см. “Ъ” от 15 февраля). Вместе с тем автолизинг, несмотря на локдаун второго квартала, за счет быстрого восстановления в последующие месяцы показал рост по итогам года (см. “Ъ” от 15 сентября 2020 года).
По оценке НРА, в первом полугодии 2021 года количество переданных в лизинг единиц автотранспорта даже сократилось по сравнению с прошлым годом — на 4%, до 125,7 тыс. В том числе количество переданных в лизинг автомобилей снизилось с 103 тыс. до 93,1 тыс.
Одним из факторов, сдерживающих рост этого сегмента, «является дефицит автомобилей у поставщиков» (см. “Ъ” от 7 июля), отмечает директор по продажам автолизинга ГК «Альфа-Лизинг» Александр Голанков. Другой фактор — снижение объема финансирования программ господдержки, добавляет глава «Совкомбанк Лизинга» Николай Севастьянов. Но даже при уменьшении количества переданных в лизинг автомобилей происходит рост в стоимостном выражении, говорит руководитель «Райффайзен-Лизинга» Виталий Милованов. Участники рынка отмечают, что традиционно больший объем продаж приходится на второе полугодие, и выражают надежды на увеличение предложения автотехники в этот период.
Зато виден рост в ряде капиталоемких сегментов.
По данным НРА, за первое полугодие было передано в лизинг на 15% больше единиц железнодорожной техники, чем за весь прошлый год. «Дефицит специализированных вагонов активно закрывается. Многие операторы закупают платформы, цистерны, зерновозы, потому что они приближаются к сроку выбытия. В дефиците цементовозы, некоторые химические цистерны»,— уточняет глава «Регион-Лизинга» Рустем Мухаммедов.
Растет передача в лизинг оборудования (32 тыс. единиц, на 15% больше, чем за весь прошлый год) и спецтехники (11,8 тыс. единиц, на 23% больше, чем во втором полугодии 2020 года). «Прошлый год заставил многих клиентов приостановить или существенно сократить инвестпрограммы, и их реализация началась в 2021 году»,— объясняет господин Милованов. По его мнению, в этих сегментах будет наблюдаться рост и в стоимостном выражении, к чему ведет «нарушение производственных цепочек, дефицит, изменение курса валют и рост цен на комплектующие».
Единственный сегмент, где ситуация остается сложной,— это авиализинг (переданное в лизинг имущество осталось на уровне прошлого года).
«В настоящий момент рынок авиализинга все еще находится под влиянием пандемии»,— констатирует гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. По его прогнозу, существенного улучшения ситуации до 2022 года не будет. Глава «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров, ссылаясь на прогнозы ICAO, не ожидает восстановления авиарынка до 2023 года.
В целом же господин Ивантер считает прогноз НРА по рынку слишком оптимистичным, ориентируясь на прогноз «Эксперт РА» в увеличении нового бизнеса на 10–15%, до 1,6 трлн руб. Рустем Мухаммедов считает прогноз НРА «реалистичным». По его словам, «в начале этого года достаточно осторожные прогнозы были по капиталоемким сегментам. Сейчас мы видим, что ситуация развивается по оптимистичному сценарию».