Тарифы станут длиннее
Инвесторов в ЖКХ завлекают предсказуемостью доходов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает стимулировать привлечение инвестиций в ЖКХ за счет долгосрочного планирования предельных индексов изменения платы за ресурсы. Для этого ведомство готово согласовывать превышение установленных значений для муниципалитетов не на год, а сразу на несколько лет вперед. По мнению службы, это позволит привлечь инвесторов в отрасль за счет обеспечения гарантии возвратности вложенных средств. Эксперты отмечают, что это может сделать денежные потоки бизнеса более предсказуемыми, но напоминают о том, что регионы все же редко идут на превышение предельных индексов.
ФАС разработала проект постановления правительства о возможности долгосрочного установления предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципалитетах. Поясним, сейчас индексы для регионов ежегодно устанавливаются федеральным центром — субъекты РФ, в свою очередь, формируют предельные значения для муниципалитетов, которые должны уложиться в обозначенные Белым домом пределы. Превышение допускается только в случаях, когда это необходимо для привлечения инвестиций в ЖКХ и для развития коммунальной инфраструктуры,— для этого требуется обосновать необходимость такого роста тарифов и согласовать его с ФАС.
Теперь служба предлагает установить возможность согласования такого превышения в муниципалитетах не ежегодно, а сразу на несколько лет — на срок реализации концессии или инвестиционной программы.
Как поясняют в ФАС, для этого потребуется «четкое обоснование необходимости реализации инвестиционных мероприятий». При этом регионы должны будут ежегодно отчитываться об исполнении проектов — в противном случае долгосрочное согласование отменяется.
По мнению ФАС, эта мера должна способствовать привлечению инвестиций в ЖКХ за счет гарантии их возврата и поможет «создать реальную основу для модернизации, реконструкции и нового строительства объектов коммунального комплекса». При этом, полагают в службе, потребители будут защищены от необоснованного роста тарифов. Отметим, что недофинансированность ЖКХ оценивается в 500 млрд руб. ежегодно (при общем объеме долгов за ресурсы более 1,3 трлн руб.) — для покрытия этого дефицита власти ищут способы привлечения инвесторов, в частности, через концессии.
Советник вице-президента Центра стратегических разработок Любовь Арапова отмечает, что инвесторы, оценивая проект, прогнозируют доходы на 10–15 лет, и в случае ежегодно определяемых индексов есть риски «переоценки ожидаемых поступлений» — долгосрочное планирование позволит их снизить.
«С точки зрения потребителей, с одной стороны, снижаются риски невыполнения инвестором своих обязательств, с другой — значения индексов будут обоснованны и сами потребители будут знать о планируемых повышениях тарифов»,— говорит она.
Эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук опасается, что вместо стимулирования инвестиций в сфере ЖКХ «может получиться усиление контроля за отклонениями от предельных индексов». Инвесторам, с одной стороны, предложение ФАС может помочь, но с другой — «может оказать и медвежью услугу», поскольку даже на год показатели довольно сложно рассчитать, а на несколько лет вперед «это будут весьма условные цифры». «Что если взлетит инфляция или подорожают комплектующие, а предельный индекс уже установлен?» — задается вопросом господин Склянчук.
Как отмечает управляющий директор по юридическим вопросам Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Анна Батуева, сейчас практика применения тарифного и концессионного законодательства постепенно переходит на долгосрочное регулирование, что позволяет на более длительные сроки прогнозировать денежные потоки. Предложение ФАС, по ее словам, в целом хорошее: «Чем более долгосрочным является период определенности данных, на основе которых рассчитываются тарифы, тем лучше».
Однако, добавляет Анна Батуева, проблема заключается еще и в том, что регионы правом превысить предельные индексы пользуются крайне редко, опасаясь социальной напряженности,— в итоге тарифы в отрасли, которая требует инвестиций, остаются низкими.
«В условиях когда в региональных бюджетах недостаточно средств для того, чтобы покрывать разницу между экономически обоснованным тарифом и фактически установленным, граждане, оплачивая потребляемые коммунальные услуги, могут дать эту выручку для реализации крупных инвестпроектов — для этого необходимо научить граждан платить за ресурсы»,— считает эксперт.