«Яндекс» недостаточно одежен
Продажи категории у компании не превышают 1%
«Яндекс» впервые раскрыл сегментацию своих онлайн-продаж, которые объединяют «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еду» и «Яндекс.Лавку». Так, продажи FMCG-категории принесли компании 39% оборота за 12 месяцев, а электроники и бытовой техники — 33%. Но направление одежды обеспечило лишь 1%. Недавно «Яндекс» планировал приобрести KupiVIP, чтобы закрепиться в сегменте, но вышел из сделки. Вряд ли компания откажется от развития fashion-направления, полагают эксперты. Но покупать, по их мнению, стоит только лидеров рынка, а они пока не демонстрируют желания продаваться.
“Ъ” ознакомился с отчетностью «Яндекса» за второй квартал. В ней компания впервые раскрыла, какую долю обеспечивают различные категории товаров в общем направлении e-commerce. За последние 12 месяцев категория FMCG (продукты питания, товары повседневного спроса) обеспечила 39% от оборота онлайн-продаж компании, еще 33% принесли электроника и бытовая техника, категория DIY и автотоваров обеспечила 13%. Остальные категории, включая товары для детей и для дома, принесли менее 10% каждый. Меньше всего принесла одежда — только 1%.
Направление e-commerce «Яндекса» включает продажи по модели маркетплейса через «Яндекс.Маркет», продажи продуктов через «Яндекс.Еду» и «Яндекс.Лавку».
По итогам второго квартала оборот направления вырос на 155% год к году, до 35,14 млрд руб.
Активные вложения в e-commerce сказались на снижении скорректированного показателя EBITDA всей группы — он уменьшился на 13%, до 5,78 млрд руб. Но, сообщила CFO «Яндекса» Светлана Демяшкевич на звонке с аналитиками, рост инвестиций продолжится — в этом году вместо $400–500 млн в направление планируется вложить $600–650 млн.
Развить сегмент одежды «Яндекс» пытался через покупку компании Private Trade (включает интернет-магазин KupiVIP, Mamsy и др. активы), но 9 июля отказался от сделки, уточнив, что «рассматривает альтернативные выходы в fashion».
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, по итогам 2020 года лидирующими категориями на внутрироссийском рынке онлайн-ритейла стали «цифровая и бытовая техника» (28,2% от объема рынка), «одежда и обувь» (21%) и «продукты питания и общепит» (10,2%). Весь рынок составил 2,78 трлн руб.
Лидерами онлайн-продаж одежды и обуви по объему продаж стали Wildberries, Lamoda и Ozon, оценивали в Data Insight. По собственным данным, у Wildberries одежда занимает около 50% в обороте площадки. Оборот продавцов в fashion-сегменте в первом полугодии на Wildberries вырос на 39%, до 135,8 млрд руб. Оборот Ozon от продаж одежды и обуви в 2020 году вырос в три раза против общероссийского роста онлайн-продаж на 35%, отметила директор по развитию бизнеса компании Илоанга Ершова.
«Опыт международных маркетплейсов показывает, что развиваться в fashion, особенно когда это касается не нижнего ценового сегмента, сложно. Нужны другие интерфейсы, другая схема работы с ассортиментом и другая схема доставки и работы с покупателем»,— говорит партнер Data Insight Федор Вирин.
По его словам, сегмент одежды добавляет частотности покупкам на маркетплейсе, но есть и другие пути увеличить этот показатель, например e-grocery. «Покупка крупного игрока, который специализируется на fashion-сегменте,— хорошая идея, и в мировой практике есть удачные примеры»,— добавил Федор Вирин. Но, по его мнению, на российском рынке сейчас покупать некого: «Имеет смысл приобретать только лидера. Но, например, Lamoda пока не демонстрирует желания продаваться».
По мнению исполнительного директора «Оборот.ру» Ивана Кургузова, «Яндекс» продолжит «штурмовать» fashion-сегмент. По его мнению, компании стоит кооперироваться с крупнейшими франшизами в ритейле, но вряд ли она будет искать возможности для M&A. «Маркетплейсам интересен сегмент одежды, поскольку мультикатегорийность сама по себе дает преимущество, позволяющее замкнуть все потребности клиента на себе»,—рассуждает Иван Кургузов. Кроме того, добавляет он, за счет наценки в сегменте одежды выше маржинальность.