Ливану предложена помощь и санкции
Международное сообщество требует от руководства страны справедливости и компромиссов
Ливан, как стало известно в среду, должен будет получить еще $370 млн гуманитарной помощи. Очередная донорская конференция была организована Парижем в годовщину взрыва в порту Бейрута. Тысячи ливанцев вышли в этот день на улицы, требуя положить конец коррупции властей и наказать виновных за трагедию, унесшую жизни более 200 человек. Президент Франции Эмманюэль Макрон согласился с протестующими, что лидеры Ливана обязаны рассказать своему народу правду. В Париже и других столицах требуют от ливанских политиков наконец прийти к компромиссу и сформировать правительство спустя год после отставки предыдущего кабинета. В противном случае часть политической элиты страны попадет под санкции ЕС.
«Все политики — преступники и террористы», «Месть, пока не падет режим», «Требуем справедливости» — это только часть лозунгов, с которыми тысячи ливанцев вышли в среду на улицы Бейрута, чтобы почтить память погибших год назад в результате взрыва в порту ливанской столицы. Не обошлось и без стычек между сторонниками разных политических партий, а также полицией и демонстрантами. Накануне ливанские лидеры, в частности президент страны Мишель Аун, призывали граждан страны не превращать день памяти жертв в политическую акцию. Президент обещал справедливое расследование причин взрыва, однако ливанцы устали ждать.
Взрыв в порту Бейрута 4 августа 2020 года унес жизни более 200 человек, тысячи пострадали. Более 300 тыс. человек остались без крова. Ущерб от взрыва оценили в $15 млрд. По официальной версии, причиной трагедии стало произошедшее во время сварочных работ возгорание свыше 2,7 тыс. тонн аммиачной селитры, хранившихся на складе в порту с 2014 года. Селитра была конфискована таможенными службами с сухогруза Rhosus. Судно под флагом Молдавии перевозило опасный груз из Батуми в Мозамбик и сделало внеплановый заход в Бейрут. Там его задержали портовые власти из-за технических нарушений эксплуатации. Спустя несколько месяцев экипаж отпустили, а груз остался в Бейруте. В январе этого года Интерпол объявил в международный розыск двух россиян — капитана Бориса Прокошева и владельца судна Rhosus Игоря Гречушкина, проживающего на Кипре. Кроме того, в розыск объявлен португалец Жоржи Морейру, который занимается торговлей нитратами.
Следствие надеется, что трое свидетелей смогут закрыть множество пробелов в истории с грузом. В частности, до сих пор ведутся споры — случайно или нет судно было задержано в Бейруте. Добавило загадок и расследование ФБР, выдержки из которого опубликовало на прошлой неделе агентство Reuters. Согласно версии ФБР, количество аммиачной селитры, взорвавшейся в порту Бейрута, составило лишь одну пятую от общего груза, который должен был храниться на складе,— 552 тонны вместо 2,7 тыс.
Существует несколько версий о судьбе груза. Еще год назад израильские журналисты предполагали, что ливанское шиитское движение «Хезболла» могло планировать использовать селитру против Израиля. Тем более, их ливанские коллеги писали, что склады, где хранился груз, снятый с корабля, находились на территории, контролируемой «Хезболлой». В январе саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» и ливанский телеканал «Аль-Джадид» выдвинули еще одну версию. По их информации, селитра с самого начала должна была попасть в Ливан. Груз был оформлен через офшорную фирму Savaro, офис которой находится в Лондоне. Журналисты выяснили, что с фирмой связаны три сирийских бизнесмена с российским гражданством — Джордж Хесуани и братья Имад и Мудаллаль Хури. Все трое уже давно находятся под американскими санкциями за помощь сирийским властям. Предполагается, что они отправили селитру в Сирию, и ее использовала сирийская армия для начинки бомб. И лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, и Джордж Хесуани публично отрицали свою связь с грузом.
Помимо прочего, у ливанцев много вопросов к тому, как хранился груз в Бейруте. Согласно опубликованному к годовщине взрыва докладу правозащитной организации Human Rights Watch, есть немало доказательств вины высокопоставленных ливанских чиновников в произошедшем, но системные проблемы в правовой и политической системе позволяют им избежать ответственности. Human Rights Watch приводит факты, когда политики и представители силовых структур знали, что в порту хранится опасный груз, но не сделали ничего, чтобы обезопасить ливанцев. Организация призвала Совет ООН по правам человека санкционировать расследование взрыва, а также рекомендовала ввести санкции против всех причастных.
Граждане Ливана требуют снятия судебного иммунитета со всех, кто так или иначе связан с трагедией. По делу о взрыве в порту Бейрута были арестованы свыше 30 человек. Однако ливанцы считают, что этого недостаточно.
Вопрос об иммунитете стал частью политического конфликта в Ливане. Так, лидер христианского Свободного патриотического движения и зять президента Джебран Басиль призвал провести экстренное заседание парламента, чтобы принять резолюцию о временной отмене иммунитета. Спикер парламента Набих Берри не ответил на эту инициативу. Однако, как сказали “Ъ” представители другого политического лагеря, снять иммунитет предлагал и лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири, который на протяжении нескольких месяцев был кандидатом в премьер-министры, но так и не смог добиться одобрения предлагаемого им списка правительства от президента Мишеля Ауна. По словам источников “Ъ”, клан Ауна не был согласен со снятием иммунитета с президента. Впрочем, это далеко не единственная причина для спора между представителями двух лагерей.
Ваш браузер не поддерживает видео
Год назад на волне народных протестов, последовавших за взрывом, правительство Хасана Диаба ушло в отставку, но до сих пор вынуждено исполнять свои обязанности, так как ему не нашлось замены. Сменилось уже три кандидата в премьер-министры. Последний — Наджиб Микати получил мандат на формирование правительства в конце июля. В Ливане надеялись, что он сможет договориться с Мишелем Ауном, но в понедельник господин Микати вышел от президента разочарованным. Они не пришли к согласию по распределению правительственных портфелей между представителями ливанских конфессий.
Пока ливанские политики спорят, страна оказалась на грани краха. В стране нет лекарств, бензина, электричества. Курс национальной валюты продолжает падение. При этом Центробанк уже не может держать субсидированные цены на топливо, которого и без того не хватает. Еще немного, и страна просто встанет. Ливан надеется на доноров.
В среду Париж организовал уже третью с момента взрыва донорскую онлайн-конференцию, чтобы собрать средства на гуманитарную помощь Ливану. По ее итогам решено выделить Ливану $370 млн, из них $357 млн — в течение следующих двенадцати месяцев. Помощь уйдет на удовлетворение основных потребностей населения в сферах продовольствия, водоснабжения, здравоохранения и образования. Из этих денег около $118 млн выделяет Франция, $100 млн — США и около $47 млн — Германия. «Однако никакой нашей внешней помощи не будет достаточно, если руководство Ливана не возьмет на себя обязательство выполнять тяжелую, но необходимую работу по реформированию экономики в борьбе с коррупцией»,— подчеркнул президент США Джо Байден. С ним согласился и его французский коллега Эмманюэль Макрон. Он очень жестко раскритиковал ливанских политиков: «Все ливанские политические круги своими действиями лишь углубляли кризис в стране, так как в первую очередь преследовали свои собственные корыстные интересы, пренебрегая интересами ливанского народа». Участники конференции подчеркнули, что формирование правительства — главная задача ливанских политиков.
Без правительства, которое устроит международное сообщество, Ливану не следует ждать инвестиций, необходимых для подъема экономики. А донорская помощь распределяется в основном через гуманитарные структуры, а не власти. Вместо денег ливанским политикам могут достаться санкции. В прошлую пятницу Совет ЕС утвердил рамочный документ, который позволяет вводить персональные санкции за действия против демократии и верховенства закона в Ливане. Впрочем, глава Евросовета Шарль Мишель в среду выразил надежду, что до санкций дело все же не дойдет.