В ВВП есть место творчеству
Креативная индустрия в российской экономике доросла до среднемирового уровня
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (ВШЭ) представил результаты анализа ключевых экономических индикаторов о развитии креативных индустрий в России в сравнении со странами с высоким развитием этого сектора. «Творческий бизнес» в России оказался сопоставимым с немецким по доле ВВП и близким к среднемировому, причем по многим параметрам идеи правительства развивать креативные индустрии выглядят обоснованными. При этом занятые в этом секторе в России, как показывают данные социологов ВШЭ, несколько отличаются от «свободных художников» в других странах — они более привержены коллективизму и рыночным ценностям.
В конце июля правительство завершило восьмимесячную работу по созданию 42 «инициатив социально-экономического развития», рассчитанных на период 2021–2024 годов (см. “Ъ” от 20 июля). Одна из таких инициатив —«Придумано в России», это программа поддержки креативных индустрий. Проект, напомним, отнесен к «социальному» блоку Белого дома, в летних планах правительства стоимость его на федеральном уровне — 7,6 млрд руб. Опубликованная же вчера ИСИЭЗ ВШЭ работа, посвященная ключевым индикаторам развития креативных индустрий в РФ, демонстрирует текущее состояние этого сектора в экономике, причем не только в количественном, но и в качественном разрезе: из него следует, что идеи Белого дома по ускоренному развитию сектора в РФ не лишены оснований, поскольку отрасль в стране выглядит по ряду показателей (в основном количественным) развитой на среднемировом уровне, по другим (качественным) близка к состоянию развитых стран — это может быть связано с высоким недоиспользованным ее потенциалом.
По оценкам исследователей ВШЭ, валовая добавленная стоимость сектора в экономике РФ в 2019 году достигла почти 2,4 трлн руб. ($104,6 млрд по паритету покупательной способности — ППС), или 2,4% ВВП.
Данный показатель близок к среднемировому (3%). Странами-лидерами по доле креативных индустрий в ВВП являются Италия (6,1%), Великобритания (5,8%) и Австралия (5,7%). В Канаде показатель составляет 2,7%, в Бразилии — 2,6%, в Германии находится на уровне среднемирового значения. По объему валовой добавленной стоимости креативных индустрий Китай и США заметно обгоняют другие страны с показателями $988 млрд и $921,6 млрд (по ППС).
Внешняя торговля России креативными товарами имеет отрицательный торговый баланс. В 2019 году торговля креативными услугами продемонстрировала дефицит в $3 млрд, торговля креативными товарами — дефицит в $4 млрд. Оставаясь нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, Россия во многом зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг. Такая ситуация делает инновационные процессы в стране уязвимыми для внешних шоков, указывают в ИСИЭЗ. Россия экспортирует продукцию «низких переделов» — книги и газетную бумагу, а также предметы интерьера (мебель, обои и пр.). В импорте креативных товаров преобладают мебель и игрушки (при этом ввоз игрушек образует почти треть итогового отрицательного сальдо торговли креативными товарами — $1,2 млрд).
Креативная индустрия демонстрирует более высокий рост по сравнению с другими отраслями. И хотя в России вклад этого направления в экономику ниже, чем в среднем в мире, потенциал роста есть.
В 2020 году Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) представил первые оценки доли креативных индустрий в экономике России (см. “Ъ” от 14 сентября 2020 года). Так, их вклад в ВВП 2018 года, согласно этим оценкам, составил 4,37%, или 4,8 трлн руб. При этом в межстрановых сравнениях доля креативных индустрий в РФ выглядела (с аналогичной методикой оценки) существенно выше среднемировой. Оценка ИСИЭЗ ВШЭ и Центра городских компетенций АСИ разошлась в количественном плане, но в качественном плане может служить подтверждением, что доля креативных индустрий в ВВП РФ характерна скорее для развитых, чем для развивающихся экономик.
Оценить в свете этих данных проект «Придумано в России» пока непросто. С одной стороны, его сильной стороной является то, что он ориентирован скорее на приращение сектора (в том числе рост за четыре года занятости в нем более чем на 50%), чем на поддержку существующих игроков, и во многом призван решить проблему дефицита торговли креативными услугами: по данным “Ъ”, одной из заявленных целей проекта является экспорт продукции креативной экономики на $6,1 млрд в 2024 году (оценка правительства экспорта сектора в 2019 году — $3,3 млрд), что сопоставимо с текущим дефицитом по этой статье торгового баланса. Проект предполагает консолидацию созданной в госсекторе цифровой среды в сфере культуры, поддержку образовательного сектора, привлечение частных инвестиций в сектор в умеренном объеме — 6,5 млрд руб.
Отметим, что в другой опубликованной в июле работе социологов ВШЭ Евгении Балабановой и Кристины Попковой (Online Market Intelligence) содержатся также достаточно редкие оценки состояния рынка труда в креативных индустриях и мотиваций занятости в нем, в том числе в регионах.
Основные находки работы — отсутствие существенного конфликта между «творческими» и «рыночными» аспектами занятости в секторе и в целом высокая лояльность к рынку как способу работы сектора, относительная (к среднероссийским) удовлетворенность оплатой труда и высокое недовольство социальным пакетом, высокая приверженность к коллективному труду (в том числе с точки зрения оплаты труда — в креативных индустриях в РФ оплатой по результатам групповой работы довольны больше, чем оплатой, привязанной к индивидуальным достижениям), практически отсутствующие (4% респондентов) конфликты с руководством. Это довольно необычные характеристики для мировой креативной индустрии, считающейся обычно более индивидуалистичной и менее прорыночной.
Демография и география креативной индустрии в России
В креативную экономику России, по оценке работы ВШЭ, вовлечены почти 5 млн человек, или 6,8% всех занятых в стране. При этом креативная занятость сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Так, в столице доля креативных работников в общей численности занятых составляет 13,6%, что практически в два раза больше среднего значения по стране. Самая высокая численность творческих работников приходится на такие креативные индустрии, как мода, музыка, исполнительское искусство, культурно-досуговая деятельность и издательская отрасль. Около 70% всех занятых в творческих профессиях приходится на долю десяти наиболее массовых. Среди них лидируют специалисты по рекламе и маркетингу (20%), а также разработчики программного обеспечения (15%).