Любви ужасные порывы
Как ломались карьеры политиков из-за секс-скандалов
На этой неделе губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо был вынужден подать в отставку после того, как сразу 11 женщин выдвинули против него обвинения в домогательствах. Отрицая свою вину, господин Куомо все же решил покинуть пост. “Ъ” вспоминает других видных политиков, карьеру которых прервала любовь.
Секс-скандалы (супружеские измены, домогательства, связи с проститутками) — не редкость для мира политики. В них оказываются как представители местных властей, так и президенты, министры и главы международных организаций. Некоторым везет. Дональду Трампу обвинения в харассменте не помешали стать президентом Соединенных Штатов. Франсуа Олланду многочисленные любовницы не стоили Елисейского дворца. Наконец, Сильвио Берлускони жизнь больше попортили обвинения в коррупции, нежели слухи о фантастических оргиях, которые он устраивал на своей вилле. Но для кого-то подобные разоблачения оборачиваются окончанием карьеры, выстраиваемой всю жизнь.
Губернатор продажной любви
Жители штата Нью-Йорк должны уже к этому привыкнуть. Второй губернатор подряд покидает свой пост после секс-скандала. Эндрю Куомо в свое время пришел на смену Элиоту Спитцеру, чья карьера оборвалась из-за, как бы сказали в СССР, «аморалки».
Вступив в должность 1 января 2007 года, господин Спитцер пробыл главой штата чуть больше года. Уже в марте 2008 года СМИ узнали, что губернатор потратил около $80 тыс., часть из которых оказалась бюджетными средствами, на услуги элитных проституток. Тогда выяснилось, что один из самых популярных и перспективных политиков-демократов США был постоянным клиентом Emperors Club VIP — роскошного элитного борделя, который содержала некая Кристен Дэвис. Она утверждала, и господин Спитцер с этим не спорил, что губернатор Нью-Йорка неоднократно заказывал себе именно ее девушек.
Политику грозили обвинения в перевозке людей через границы штатов в целях проституции (губернатор оплатил одной из жриц любви поездку из Нью-Йорка в Вашингтон) и помощи в отмывании денег того самого борделя. Чтобы не искушать судьбу и не подвергаться процедуре импичмента, господин Спитцер решил самоустраниться. В 2013 году он предпринял попытку вернуться в политику, выдвинув свою кандидатуру на пост главного ревизора Нью-Йорка, но проиграл борьбу за должность. В ходе предвыборной кампании ему припоминали в том числе и то, как он тратил бюджетные деньги на удовлетворение своих страстей.
Тот, кто не стал президентом
Гэри Харт был молодым и перспективным политиком, дважды побеждавшим на выборах в Сенат от штата Колорадо. А в 1987 году он решил побороться за президентское кресло США.
Господин Харт был явным фаворитом среди кандидатов-демократов и должен был в итоге стать представителем партии на выборах. Говорили, что если кто-то и может противостоять кандидату-республиканцу, которого поддерживал сам Рональд Рейган, то только Гэри Харт.
Но политическая карьера господина Харта закончилась буквально за один день, 3 мая 1987 года.
Именно тогда в СМИ появились почти одновременно два материала. Первый — интервью с политиком в The New York Times, где он среди прочего довольно бойко отмахнулся от обвинений в супружеской измене: «Следите за мной повсюду. Серьезно. Мне все равно… Будете разочарованы». Но на момент интервью сенатор не знал, что за ним уже следили журналисты The Miami Herald и своей миссией они точно не были разочарованы: им удалось запечатлеть, как из дома Хартов уходила его 29-летняя любовница Донна Райс. И так уж совпало, что свой материал об этом они решили опубликовать тоже 3 мая.
Господин Харт продолжал все отрицать, а его жена встала на его сторону. Но для избирателей это не имело уже никакого значения. Рейтинг его поддержки тут же обвалился, а на праймериз в Нью-Гэмпшире он проиграл 10 баллов Майклу Дукакису (тот в итоге и будет представлять демократов на президентских выборах, но вчистую проиграет их Джорджу Бушу-старшему). И уже 8 мая Гэри Харт снял свою кандидатуру.
В декабре того же года господин Харт так же неожиданно вернется в гонку. Но от его прежней популярности не осталось и следа.
Проигрывая в одном штате за другим, господин Харт в марте 1988 года окончательно вышел из борьбы. С тех пор в политику он не возвращался, занявшись юридической практикой, написанием диссертации, которую он успешно защитил, и книг. А про его провал на выборах 1988 года в итоге был снят фильм «Как не стать президентом».
Заячий испуг
Лидер Либеральной партии Великобритании и член парламента Джереми Торп в мае 1979 года оказался на скамье подсудимых по обвинению в заговоре с целью убийства. А его предполагаемой жертвой должен был стать Норман Скотт (при рождении Джозифф). Во всяком случае, так утверждал сам Скотт.
На деле Скотт и Торп еще с начала 1960-х годов были любовниками и в переписках называли друг друга «зайками», о чем политик, разумеется, не хотел распространяться. Уголовную ответственность за однополый секс в Англии отменили в 1967 году, но подобная новость вряд ли добавила бы популярности Торпу и его партии. А Скотт, страдавший долгое время от психических расстройств, постоянно угрожал парламентарию раскрыть их тайну.
Скотт предпринял несколько попыток предать огласке их отношения, но все расследования, как внутрипартийные, так и полиции, заканчивались оправданием видного политика.
Тем не менее к середине 1970-х шантаж Скотта окончательно утомил Джереми Торпа, и он решил заставить замолчать своего бывшего любовника.
В октябре 1975 года, как утверждал сам Скотт в суде, к его дому приехал Эндрю Ньютон (пилот, найденный Торпом через посредников и согласившийся стать исполнителем убийства за 10 тыс. фунтов стерлингов). Ньютон выстрелил в собаку Скотта, которая позднее умерла, а также намеревался убить и самого Скотта. Ньютон признался в суде, что получил от Торпа деньги, но не собирался убивать его любовника. А пистолет направил на Скотта только для того, чтобы припугнуть его.
В результате Ньютон был приговорен к двум годам лишения свободы. Торп избежал наказания, но его карьера пошла под откос. 10 мая 1976 года он ушел в отставку с поста лидера партии, а через пару лет, на фоне нового расследования, и вовсе стал держаться подальше от внимания общественности. Несмотря на итоговый оправдательный приговор, в 1979 году господин Торп окончательно ушел из партии и политики. Кстати, и этот скандал не остался не замеченным деятелями телевидения: в 2018 году о нем был снят сериал «Очень английский скандал».
Шпионский треугольник
И вновь Великобритания 1960-х. Эпоха непрекращающихся шпионских скандалов и разоблачений. В один из них угодил Джон Профьюмо.
Господин Профьюмо был наследником многомиллионного состояния, женат на актрисе Валери Хобсон и в 1960 году получил пост военного министра. Тем не менее все это не уберегло его от кратковременной интрижки на стороне — с 19-летней танцовщицей Кристин Килер.
Господин Профьюмо всячески отрицал связь с девушкой, и, возможно, об их истории никто бы никогда не вспомнил, если бы не стрельба в Лондоне в конце 1962 года. С ней связаны два других любовника Килер, и оба были знаменитостями из мира джаза — певец Лакки Гордон и промоутер Джони Эджкомб. Однажды Эджкомб полоснул певца ножом по лицу из-за ревности, после чего Килер окончательно разорвала с ним отношения. Но в декабре он пришел к ее дому и пять раз выстрелил в стену здания. После этого он был арестован, об инциденте писали все местные газеты, которые тут же начали раскапывать информацию про невольную виновницу случившегося.
Тогда-то и выяснилось, что Килер встречалась на протяжении нескольких недель с министром Профьюмо. Супружеская измена, скорее всего, подпортила бы имидж военного, но вряд ли бы поставила крест на его карьере.
Куда страшнее для него оказалась вторая деталь, выясненная журналистами: Килер в то же время встречалась с Евгением Ивановым — помощником военно-морского атташе в Великобритании, а заодно полковником ГРУ СССР и советским разведчиком. А значит, он мог получать через Килер нужную ему информацию, которой делился с девушкой Профьюмо.
Военный министр выступил в парламенте с речью в марте 1963 года, где опроверг сексуальную связь с Кристин Килер. Но опубликованное вскоре его письмо, адресованное танцовщице, поставило точку в этой истории. Ложь в парламенте тогда не прощалась. Джон Профьюмо лишился своей должности и навсегда покинул мир политики.
Сказка Шахи Резы
В карьере Пола Вулфовица, влиятельного американского политика, отдавшего долгие годы службе в Госдепартаменте США и Пентагоне, было два значимых скандала. Оба произошли в 2007 году и оба связаны с арабским миром. Тогда он уже занимал должность главы Всемирного банка (ВБ).
В январе во время посещения мечети Вулфовицу пришлось разуться, так как находиться в обуви в мечетях нельзя. Тогда выяснилось, что у главы Всемирного банка дырявые носки. Конфуз обернулся созданием шутливого международного фонда на новые носки господину Вулфовицу.
А вот после второго скандала Полу Вулфовицу было уже не до смеха.
В апреле того же года выяснилось, что Вулфовиц воспользовался служебным положением, чтобы устроить сказочную жизнь для своей давней любовницы — 52-летней британки ливийского происхождения Шахи Резы.
Руководство ВБ, узнав об их отношениях, решило сделать так, чтобы у Вулфовица не могло возникнуть конфликта интересов. Пол Вулфовиц был избран президентом банка в июне 2005 года, а уже в сентябре Шаха Реза оттуда уволилась. Она получила новую должность — в подведомственном Госдепу США «Фонде за будущее». Но при этом Пол Вулфовиц мог назначить ей любое жалованье на свое усмотрение. Он и назначил. В итоге за 2006 год она заработала на новой должности $193 тыс.— на $60 тыс. больше, чем была ее зарплата в ВБ, и даже на $7 тыс. больше, чем ее начальница — госсекретарь США Кондолиза Райс.
Дело почти месяц разбирал комитет ВБ по корпоративной этике и пришел к выводу, что глава ВБ «своими действиями нарушил внутренний кодекс поведения сотрудников банка». В итоге Пол Вулфовиц подал в отставку.