Сепаратор превращают в плавильный котел
Конституционный совет Франции одобрил закон «против сепаратизма»
Закон «против сепаратизма» разделил в парламенте правых и левых и в конечном счете не устроил ни тех, ни других. Выдвинутому министром внутренних дел Жеральдом Дарманеном и поддержанному президентом Эмманюэлем Макроном закону потребовалось для утверждения почти семь месяцев. Он назван в итоге «Уважение к принципам Республики» и выглядит сейчас одним из тех законов, которые нелегко разработать, трудно утвердить, но еще труднее выполнить. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Закон, который сначала задумывался как средство против растущего во Франции коммунитаризма, был явно направлен против исламских радикалов. Их попытки организовать внутри страны островки, на которых вместо законов Республики действовали бы законы шариата, а тем более иностранная денежная и политическая поддержка — со стороны Катара, Саудовской Аравии или Турции — беспокоит и правительство, и общество.
Однако принять закон со столь антиисламским оттенком оказалось совсем непросто.
Против выступили не только мусульмане, но и представители других религий, опасающиеся, что этим средством однажды воспользуются власти для давления на любую религиозную или же на спортивную или культурную организацию.
В течение семи месяцев верхняя и нижняя палаты парламента передавали его друг другу, требуя то большей жесткости (Сенат), то меньшей категоричности (Национальная ассамблея). Историки вспоминали, что «сепаратистами» называли и просоветских коммунистов в довоенное время, и сторонников независимости колоний в послевоенное. То есть с самого начала это был странный закон, раз его нельзя было даже назвать по существу.
Закон при этом не выглядел драконовским. Он предусматривал религиозный нейтралитет для государственных служащих и приравненных к ним работников частных компаний. Водители автобусов не могли выступать проповедниками общественной нравственности или отказываться работать вместе с женщинами, как бывало. Закон обещал защиту от прицельного хейтерства и тем более от прямых нападок в адрес представителей закона, политиков, учителей. Убийство молодым мусульманским фанатиком учителя Самюэля Пати показало необходимость таких ограничений.
Резко сокращалось семейное обучение, которым многие пользовались, чтобы поставить детей под надзор религиозных менторов. Отслеживались иностранные вливания в религиозные общины, организации, партии. Особое внимание уделялось равноправию женщин, запрещению многоженства, принудительных браков и разного рода «свидетельств о девственности», которые выдавали мусульманским невестам мусульманские врачи.
Религиозные кружки, спортивные клубы, культурные ассоциации, претендующие на государственные средства, должны теперь подписывать «светскую хартию», при несоблюдении которой деньги придется вернуть.
Но даже это не поставит их под угрозу закрытия, если они, конечно не подпадают под действие других, давно действующих, законов, наказывающих призывы к насилию, расизм, антисемитизм, дискриминацию. Как сказал вчера, 13 августа, в интервью Franceinfo парламентарий и бывший президент Национальной ассамблеи Франсуа де Рюжи: «Даже если эти ассоциации имеют целью свергнуть республику, они могут это продолжать, но не получая субсидий».
«Мудрецы» (как называют членов Конституционного совета) с этим согласились, ограничив лишь возможность Министерства внутренних дел приостанавливать в ожидании судебного решения деятельность таких организаций. Конституционный совет отменил и еще одно положение закона, на котором особенно настаивали как его создатели, так и правые депутаты. Речь шла о том, что любому иностранцу, «если он продемонстрировал отказ от принципов Республики», не выдадут или не продлят вид на жительство, его разрешение на проживание на французской территории может быть отозвано. Отмена была вызвана, впрочем, не сомнениями в возможности и полезности такой меры, а слишком общим и поддающимся слишком широкому толкованию описанием мотивов ее применения.
Пока правые называют закон «слишком мягким», левые, в том числе и противники «исламофобии», возмущаются тем, что он ставит под вопрос свободу ассоциаций, гарантированную во Франции с начала ХХ века.
Родители, полагающие своим неотъемлемым правом воспитывать детей в тех условиях, которые они считают правильными, также недовольны. Юристы заранее обещают бороться в суде со случаями злоупотребления законом, а то и его применения. Остается ждать, когда закон, гордо названный «Уважение к принципам Республики», столкнется с реальностью. Он может оказаться таким же катализатором недовольства, каким стал недавний закон о «санитарном паспорте», и если не вывести людей на улицы, то уж точно расширить базу, на которую сможет опираться оппозиция.