Климат в приоритете
Идеи о том, как улучшить экологию в России
Правительства многих стран уделяют значительное внимание экологическим проблемам – это касается как чистоты воздуха, особенно в городах, так и утилизации мусора, хранение которого на открытых свалках является значимым источником парниковых газов. Для Москвы актуально введение «сбора против пробок» – денежной платы за передвижение на личном автомобиле, тогда как для активизации переработки мусора нужны налоговые льготы компаниям и дополнительные стимулы жителям городов, уверен Дмитрий Давыдов – предприниматель, который опубликовал «20 идей по развитию России» и надеется, что государство их поддержит.
Город без пробок
Загрязнение воздуха все чаще рассматривается не как следствие работы отдельных производств, а в качестве фонового атрибута любого крупного города, где основной источник выбросов – автомобили. При этом объемы выбросов существенно увеличиваются, когда трафик замедляется из-за пробок.
Отдельные страны, а также крупные мегаполисы уже вводят различные ограничения для транспорта. Наиболее радикальные предложения были выдвинуты в проекте нового регулирования для автопрома, которое разрабатывает Еврокомиссия (Euro 7). В Брюсселе предлагали запретить продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже к 2025 году. Такой план есть у Норвегии. В большинстве же стран Европы, включая Великобританию, горизонт более отдаленный – это 2030 год.
Сейчас мировые столицы по-разному борются с основным источником загрязнений. Так, в Лондоне в 2019 году появилась «зона ультранизких эмиссий» (Ultra Low Emission Zone, ULEZ),охватившая улицы центра города. Это привело к сокращению выбросов оксидов азота на 44%. Сейчас все автомобили, въезжающие в зону ULEZ и не соответствующие требованиям Euro 6, облагаются сбором в £ 12,50, но проект является некоммерческим – полученные средства направляются на улучшение общественного транспорта. В октябре этого года зона будет многократно расширена и выйдет за пределы центра города.
В Париже к 2022 году планируют ограничить транзитный трафик в четырех центральных районах. Сейчас инициатива находится на стадии рассмотрения. В Осло же решили проблему пробок иначе: в центре города ликвидировали более 700 парковочных мест, оставив их только для инвалидов, а также для зарядки электромобилей. Остальные автомобилисты должны парковаться на границе центра города, где расположены специальные гаражи. Движение грузовых автомобилей ограничено утренним интервалом. Сейчас столица Норвегии – единственный город, зафиксировавший отсутствие ДТП со смертельным исходом среди пешеходов и велосипедистов.
Крайне жесткие ограничения на количество автомобилей на дорогах действуют и в Сингапуре: покупка и использование личного транспорта здесь – крайне дорогостоящий процесс. Количество новых свидетельств, дающих право водить автомобиль, квотируется, при импорте автомобилей взимается 41%-ый таможенный сбор, а также регистрационный сбор в размере 150% от рыночной стоимости автомобиля. Проезд по дорогам в часы пик является платным.
В Москве и ближайшем Подмосковье альтернативой зарубежным мерам могло бы стать введение платы за передвижение по городу на автотранспорте в размере 1000 рублей за сутки (500 рублей по предоплате) – «сбора против пробок», полагает Дмитрий Давыдов. При этом в ночное время – с 22:00 до 07:00 – проезд может быть бесплатным. Сумма сбора также может быть привязана к мощности или объему двигателя транспортного средства, а для более экологически чистых автомобилей – снижена вдвое. Общественный транспорт, по мнению предпринимателя, необходимо освободить от такого сбора, при условии что он будет экологически чистым; власти также должны разными способами стимулировать плавный перевод такого транспорта на новые чистые источники.
Дмитрий Давыдов надеется, что мера приведет к двукратному сокращению трафика на дорогах, что, в свою очередь, будет стимулировать горожан пользоваться общественным транспортом. Возросший спрос сократит время ожидания транспорта. Средства, полученные от введения сбора, можно будет направить строительство новых дорог и мостов, станций метро, крытых остановок, улучшение инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, внедрение интеллектуальной транспортной системы регулирования трафика на дорогах, обновление фасадов административных зданий, домов, школ и магазинов.
«Отсутствие дорожных заторов, существенное улучшение экологической обстановки, улучшение транспортной инфраструктуры Москвы приведёт к улучшению инвестиционного климата и увеличению потока туристов. Схожие методы по борьбе с пробками можно будет внедрить и в Санкт-Петербурге», — полагает господин Давыдов.
Борьба с мусором
Решить экологические проблемы невозможно без переработки мусора. Каждый год в мире производится 2,12 млрд тонн отходов, к 2050 году этот показатель, по прогнозу Всемирного банка, может вырасти до 3,4 млрд тонн. Один из самых грязных видов бытового мусора – это электроника, так как при ее производстве (в том числе батареек) используются тяжелые металлы. Еще 12% отходов приходится на трудно перерабатываемый пластик.
Более трети всего мусора сейчас складируется на открытых свалках, но чем выше уровень дохода в стране, тем большая доля отходов идет на переработку (развитые страны в среднем больше производят не пищевых, а «сухих» отходов, которые поддаются переработке). Открытое хранение само себе генерирует около 5% выбросов парниковых газов из-за реакций, происходящих между различными видами мусора. Но утилизация обходится существенно дороже – в развитых странах это около $100 на тонну.
В Швейцарии в среднем на человека производится 700 кг мусора в год, однако переработке подвергается 50% отходов – это один из самых высоких показателей в мире (остальное сжигается для получения энергии). С 2000 года Швейцария полностью запретила организацию свалок на своей территории, расходы на сбор и переработку покрываются в том числе за счет продажи специальных пакетов для мусора (его утилизация разрешена только в таких пакетах), но ключевая идея – в раздельном сборе мусора, что и позволяет его эффективно перерабатывать.
В Японии минимизировано количество публичных урн, а мусор сортируется в зависимости от того, можно ли его сжигать или перерабатывать. Вывоз мусора производится с мест его сбора по определённым дням (сжигаемый чаще, несжигаемый реже), при этом в случае неверной сортировки отходы могут быть возвращены на место сбора, жалобы могут оставлять и соседи. В стране хорошо развито производство стройматериалов из мусора, более того, далеко не все пищевые отходы в Японии сжигаются. Довольно часто они перерабатываются и используются для изготовления удобрений, необходимых в сельском хозяйстве.
В ЕС 2,4% всей энергии производится на мусоросжигательных заводах, в частности, в Германии действует более ста установок, которые рассчитаны на утилизацию 18 млн тонн мусора. Технология считается достаточно чистой, так как пепел и газы, получаемые в процессе горения, проходят многоступенчатую очистку, однако и в этом случае невозможно избежать выбросов СО2. Поэтому новые инициативы направлены не на сжигание мусора, а на повторное использование и отказ от одноразового пластика.
В России, по данным Всемирного банка, на каждого жителя приходится 1-1,49 кг твердых бытовых отходов в день (в среднем по миру – 0,74 кг). В итоге за год производится около 70 млн тонн мусора. Общая площадь всех только официальных свалок в России по данным Счетной палаты насчитывает 4 млн гектаров.
Основной игрок на рынке мусоропереработки в стране – это «дочка» госкорпорации «Ростех», «РТ Инвест». Компания уже ввела четыре комплекса сортировки отходов в Подмосковье и занимается строительством пяти мусоросжигательных заводов, использующих новые технологии. По оценке компании, сфера обращения с отходами находится в ситуации, близкой к катастрофической: около 90% мусора не перерабатывается, а отправляется на захоронение. При этом нацпроектом «Экология» предусмотрено увеличение доли обрабатываемого мусора с 12 до 60%, перерабатываемого – с 7 до 36%.
Для более быстрого решения проблемы накопившихся отходов компаниям, занимающимся переработкой, необходимы налоговые льготы, полагает Дмитрий Давыдов. Такие компании могли бы на протяжение первых десяти лет выплачивать лишь 1-3% от прибыли при условии, что устанавливаемое оборудование будет соответствовать самым жестким критериям отбора, ориентированным на мировые стандарты. Для этого необходимо отобрать технологии по принципу заимствования у разных стран лучших передовых решений, предлагает предприниматель.
Заметим, все предыдущие опыты по внедрению системы раздельного сбора твердых бытовых отходов в Москве провалились: специальные контейнеры для пищевых отходов, бумаги и стекла подавляющим большинством москвичей попросту игнорировались. Поэтому россиянам, по мнению Дмитрия Давыдова, нужна четко продуманная система мотивации: для тех, кто не хочет сортировать мусор, будет предоставлена альтернатива – покупка специально предусмотренных мусорных пакетов, в стоимость которых входит специальный сбор на сортировку и утилизацию. При нарушении правил утилизации будет выписываться большой штраф.
Что касается чистоты на улицах, показательным является опыт Сингапура, где была введена система высоких штрафов за нарушения. В России решить проблему с отслеживанием нарушителей могла бы установка камер «в максимальном количестве на каждом перекрестке, тротуаре, во дворах жилых домов и зданий», причём государство не понесёт никаких расходов на это, добавляет Дмитрий Давыдов. Также, по его мнению, очень важна роль общества: количество людей с телефонами, снабжёнными камерами, в разы превышает количество средств визуального контроля, поэтому дополнительный стимул в виде части штрафа резко повысил бы вовлеченность граждан в контроль за чистотой.
Функционировать данная система могла бы за счет операторов, отслеживающих записи происходящего на улицах города. В случае обнаружения нарушителей они должны ввести изображение в программу идентификации личности, которая определяет исходные данные нарушителя. Полученные результаты передаются в специально созданное подразделение экологической полиции, которая возьмёт на себя полный контроль за соблюдением чистоты. Наказанием в случае обнаружения нарушений могли бы стать общественные работы, связанные с уборкой улиц либо сортировкой мусора, либо крупный штраф с прогрессирующей составляющей (первичное нарушение – стандартный тариф, повторное нарушение – удвоенный, и так далее). С учётом развития технологий возможен и запуск приложения для смартфонов, что позволит в режиме реального времени передавать фотографии (визуальные доказательства), фиксирующие факт нарушения.