Контентом общим не измерить
Интернет-площадки передадут измерителю данные о пользователях по индивидуальным соглашениям
Роскомнадзор разработал порядок, по которому интернет-площадки будут передавать данные о своей аудитории единому измерителю рунета. Минцифры подготовило предложения об объеме и составе информации. Но по новым правилам измеритель заключит с каждым ресурсом соглашение, определяющее объем и содержание данных, а также способ и регулярность их выдачи. Участники рынка опасаются, что такая формулировка позволит новой структуре требовать фактически неограниченный объем информации для таргетинга рекламы.
“Ъ” ознакомился с проектами приказов Роскомнадзора, которые уточняют порядок реализации закона об обязательных измерениях аудитории в интернете. Документы опубликованы для общественного обсуждения на regulation.gov.ru 12, 13 и 16 августа.
Закон о едином измерителе внесен в Госдуму депутатом Антоном Горелкиным 19 мая и принят уже в июне. Президент Владимир Путин подписал его 1 июля. Документ обязует Роскомнадзор до 1 августа выбрать организацию, которая будет измерять аудиторию в интернете по аналогии с измерениями на телевидении (единым измерителем аудитории телеканалов является Mediascope).
Информацию о своей аудитории обязаны будут передавать интернет-СМИ, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы и телеканалы в интернете и другие ресурсы. В Роскомнадзоре объяснили, что выберут уполномоченную организацию «после вступления в силу необходимых нормативных правовых актов».
Проекты приказов регулируют порядок передачи данных измерителю.
В одном из них говорится, что измеритель будет направлять сервисам «уведомление о начале взаимодействия», на которое они должны ответить в течение пяти дней, предоставив контакты ответственного за передачу данных лица. Взаимодействие будет идти «на основании соглашения уполномоченной организации и владельца информационного сервиса». Именно оно определит способ передачи, регулярность предоставления и содержание данных, следует из документа.
Минцифры еще 15 июля представило проект постановления в правительство о составе и объеме сведений, которые должен получать измеритель. Среди них данные об идентификаторе пользователя и его оборудовании, информация о любом посещении ресурса с указанием времени и региона, IP-адрес и сведения о контенте, который просматривался, вплоть до перечисления заголовков статей. Ассоциации участников рынка раскритиковали документ, заявив, что такой объем и состав данных избыточны для подсчета аудитории (см. “Ъ” от 13 августа).
Формулировки в проектах Роскомнадзора означают, что список данных, которые интернет-площадки должны передавать, не будет минимизирован и четко закреплен в тексте основного закона, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «Окончательное решение о составе данных будет фактически принимать уполномоченная организация и фиксировать его в соглашении»,— говорит он.
Перечень категорий безвозмездно передаваемых данных нужно ограничить до минимума, исключить сбор данных по контенту, который распространяется только в платном доступе, настаивает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
С учетом проектов подзаконных актов сейчас приведен максимально возможный набор данных, которые хочет получать измеритель, но на практике, вероятно, все будет зависеть от цели проводимых им исследований в каждом конкретном случае, считает собеседник “Ъ” на медиарынке, «в той или иной ситуации могут потребоваться какие-то выборочные данные, а могут и все». Запрашиваемый объем данных «наводит на мысль», что в дальнейшем они могут использоваться для таргетирования рекламы, полагает источник “Ъ”, «в пользу этого говорит и тот факт, что измеритель по закону имеет возможность продавать результаты исследований».
В Mediascope отказались от комментариев, Минцифры не ответило на запрос. В Роскомнадзоре заверили, что перечень и порядок предоставления данных, получаемых измерителем, будет утвержден именно постановлением правительства, проект которого разработало Минцифры.