Гепатиту не находится места в программах
Планы развития здравоохранения до 2030 года обошлись без его лечения
В проекте программы развития здравоохранения в РФ до 2030 года не отражены меры по снижению заболеваемости и смертности от гепатита С. Об этом вновь заявили представители пациентского сообщества в своем обращении в правительство. Авторы обращения просят обратить внимание на эту ситуацию, напоминая, что разработать стратегию борьбы с гепатитом ранее поручил президент Владимир Путин. В Минздраве заявили, что будут дорабатывать проект госпрограммы «с участием экспертов».
Общественная организация «Вместе против гепатита» обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину (копия письма есть у “Ъ”). Авторы указывают, что в проекте госпрограммы «Развитие здравоохранения» не упомянуты меры по «снижению заболеваемости и смертности от хронического гепатита С». При этом Владимир Путин во время апрельского послания Федеральному собранию упомянул необходимость разработать такие меры, указывают общественники. В проект госпрограммы вошли другие стратегические цели по здравоохранению, упомянутые президентом,— в том числе снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных опухолей и развитие телемедицины.
«Для их достижения намечены конкретные меры»,— говорят авторы письма. Они просят правительство включить мероприятия по борьбе с гепатитом в госпрограмму «в явном виде, а не в составе других действий».
Проект правительственного постановления об утверждении госпрограммы развития здравоохранения «в части стратегических приоритетов» размещен для общественного обсуждения с 11 по 25 августа на regulation.gov.ru. В документе отмечается, что средняя продолжительность жизни гражданина РФ в 2020 году снизилась на 1,8 года и составляет 71,5 года. Показатель смертности при этом увеличился на 18,6%. К 2030 году Минздрав ставит целью довести среднюю продолжительность жизни гражданина РФ до 78 лет. Для этого предполагается создавать медицинскую инфраструктуру — «в том числе в малонаселенных пунктах», совершенствовать оказание медпомощи лицам с «болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями», а также детям — в рамках федеральных проектов.
Гепатит С в документе действительно не упоминается, однако речь идет не о проекте всей госпрограммы, а лишь о ее «стратегических приоритетах», изложенных на восьми страницах.
В апреле 2021 года президент Владимир Путин поручил Минздраву и правительству к 1 июля сформировать перечень мер для снижения смертности от нескольких заболеваний (включая хронический вирусный гепатит С). Как сообщал “Ъ”, организация «Вместе против гепатита» ранее уже жаловалась в правительство на то, что пациентское сообщество не включили в рабочую группу, которая готовит для президента РФ предложения по борьбе с гепатитом. В письмах движения против гепатита, подписанных также Всероссийским союзом пациентов и адресованных председателю правительства, отмечалось, что в России гепатит С диагностируют ежегодно у 45 тыс. человек, но лечение в рамках ОМС или целевых региональных программ получают только 20 тыс. из них. Авторы обращения ссылаются на данные одного из исследовательских институтов Минфина РФ о том, что по критерию смертности гепатит С «лишь немного уступает» ВИЧ-инфекции, но затраты на его излечение «существенно ниже», а часть лекарств «прошла глубокую локализацию» на заводах в РФ. В конце июля проект «Коалиция по готовности к лечению» (занимается мониторингом госзакупок и доступности лекарств) выпустил исследование, согласно которому в 2020 году Минздрав закупил только 20 тыс. курсов препаратов от гепатита С при минимальном оценочном числе пациентов с таким диагнозом в России около 2,3 млн человек (данные эпидемиологических исследований).
В Минздраве заявили “Ъ”, что «в настоящее время проект госпрограммы дорабатывается с участием экспертов и представителей профессионального сообщества, для этого создана рабочая группа». «Также продолжается работа над клиническими рекомендациями по лечению гепатита»,— добавили в ведомстве.