Билеты разлетелись на льготах
Пассажиропоток на субсидируемых авиарейсах из Нижнего Новгорода вырос вдвое
Нижегородский аэропорт Чкалов за семь месяцев вдвое увеличил пассажиропоток на субсидируемых рейсах. С января по июль авиакомпании перевезли свыше 157 тыс. пассажиров, этот показатель в 1,9 раза превысил цифры даже допандемийного 2019 года. Общий пассажиропоток вырос, и управляющая компания «Аэропорты регионов» вместе с нижегородскими властями лоббирует выделение бюджетных субсидий авиакомпаниям. Эксперты говорят о востребованности субсидируемых авиарейсов, но предполагают, что дефицитные региональные бюджеты не смогут повысить объемы субсидий.
За семь месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли 157,5 тыс. пассажиров на субсидируемых рейсах из нижегородского международного аэропорта Чкалов. Как сообщили “Ъ-Приволжье” в пресс-службе аэропорта, результат почти вдвое превысил итоги периода с января по июль 2020 года, когда пассажиропоток субсидируемых рейсов составил 82 тыс. человек. Результаты сопоставимо превзошли итоги допандемийного 2019 года: тогда авиакомпании с января по июль перевезли 80,2 тыс. пассажиров. Федеральный и региональный бюджеты финансово поддерживают перелеты из Нижнего Новгорода в Астрахань, Волгоград, Екатеринбург, Новый Уренгой, Геленджик, Казань, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону и Саратов. «В начале года также субсидировалось направление Нижний Новгород — Санкт-Петербург, но в течение первого полугодия маршрут вышел на коммерческую окупаемость, рейсы на нем начали выполнять авиакомпании "Россия" и Nordwind, и субсидирование было остановлено»,— добавили в нижегородском аэропорту. Наиболее востребованными направлениями в этом году были Санкт-Петербург и Екатеринбург. В целом субсидируемые рейсы в северную столицу лидируют на протяжении трех лет, вторым по популярности направлением последние два года был Ростов-на-Дону, а в 2020 году повышенным спросом пользовались перелеты в Сочи.
На субсидированные перевозки из нижегородского аэропорта в этом году пришлось 22,4% от потока пассажиров.
В целом, согласно сентябрьским данным Росавиации, пассажиропоток нижегородского аэропорта за семь месяцев составил 703,4 тыс. пассажиров против 260,5 тыс. с января по июль прошлого года, в котором авиакомпании летали гораздо реже из-за карантинных мер. Например, в соотношении «июль к июлю» общий пассажиропоток летнего месяца достиг 183 тыс. человек, втрое превысив прошлогодний показатель (62 тыс. человек).
В допандемийный период 2019 года Чкалов обслужил 612,7 тыс. пассажиров, то есть текущий прирост составил почти 15%.
Такой же рост пассажиропотока руководство аэропорта прогнозирует к концу года, не беря в расчеты прошлый год, как кризисный из-за пандемии коронавируса. По словам исполнительного директора Чкалова Эдуарда Кошенскова, для достижения этого результата необходимо увеличить субсидирование авиаперевозок. В июле он предлагал дополнительно выделить на эти цели 230,8 млн руб. Как сообщал замминистра транспорта Нижегородской области Артем Бафанов, финансирование льготных рейсов из областного бюджета в этом году составляет 178,9 млн руб., большая часть приходится на региональные маршруты. За год авиакомпании должны совершить более тысячи рейсов и перевезти 182 тыс. пассажиров. Если субсидии будут увеличены, число рейсов вырастет до 1,7 тыс., а пассажиропоток — до 240,9 тыс. человек, подсчитали в областном минтрансе. По расчетам руководителя проектов холдинга «Аэропорты регионов» Валентины Романовой, фактические затраты бюджета на субсидии рейсов составят 122,9 млн руб., поскольку из-за роста потока туристов на 107,9 млн руб. увеличатся налоговые поступления от гостиниц, аэропортовых сборов и расходов пассажиров в самом аэропорту.
В министерстве финансов Нижегородской области сообщили, что бюджет региона на 2022 год пока формируется и объем субсидий на авиаперевозки планируется сохранить на прежнем уровне.
Руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что субсидирование межрегиональных авиаперевозок дало развитие сразу нескольким крупным бизнес-проектам российской авиации. В частности, это позволило форсировать выполнение рейсов самолетами Sukhoi Superjet 100 в обход авиаузла Москвы. «До определенного периода можно прогнозировать интенсивность и востребованность субсидируемых перелетов. Естественными барьерами для них сегодня являются ограниченный объем бюджетных средств и условия программы субсидирования, в которой прописан верхний порог пассажиропотока. Если удается раскатать рейс и лимит пассажиров будет превышен, субсидию отзовут. Однако авиакомпании могут работать на субсидируемых перевозках в низкий сезон, а в высокий — выполнять коммерческие рейсы. Естественно, авиакомпании желают большего финансирования, но бюджетные возможности не безграничны», — рассуждает господин Пантелеев. По его словам, на увеличение субсидий на перевозки сегодня могут рассчитывать авиакомпании, выполняющие рейсы на Дальний Восток. Тогда как перевозчикам в Приволжском федеральном округе остается надеяться, что действующий объем госфинансирования в региональных бюджетах следующего года не будет сокращен.