Капвложения ждут господдержки
Мониторинг инвестиций
Зафиксированный Росстатом бурный рост капитальных инвестиций во втором квартале 2021 года (см. “Ъ” от 2 сентября) на уровне средних и крупных компаний оказался еще более заметным: по оценкам Минэкономики, объем вложений превысил показатель второго квартала 2020 года на 14%, 2019-го — на 8,3%. Основной вклад в такое увеличение внесли такие отрасли, как добыча (5,4% год к году и 0,2% ко второму кварталу 2019-го), обработка (7,1% и 6,2%), транспорт и хранение (23,1% и 3,2%), операции с недвижимостью (29,3% и минус 5,4%).
В структуре инвестиций быстрее прочих увеличивались вложения в машины и оборудование, а также в объекты интеллектуальной собственности. «Если начиная с первого квартала 2020 года основным драйвером инвестиций были бюджетные средства, то со второго квартала 2021 года их заменили вложения частного сектора, что объяснимо на фоне повышенного спроса и роста корпоративных прибылей, которые остаются основным источником средств для инвестиций»,— отмечает Дмитрий Полевой из «ЛокоИнвест».
Впрочем, по оценке ЦМАКП, во втором квартале 2021 года рост инвестактивности прекратился, а в мае—июне происходило ее небольшое снижение, частично компенсировавшее предшествовавший рост. Такая оценка сделана исходя из динамики предложения основных инвесттоваров (см. график). «Краткосрочные перспективы изменения инвестактивности остаются неопределенными. Наблюдавшийся весной "разогрев" может быть во многом связан с реализацией отложенного спроса, так что нельзя исключать дальнейшей понижательной коррекции активности»,— полагают в центре. Там при этом отмечают, что приток доходов от подорожавших сырья и материалов расширяет инвествозможности соответствующих отраслей, и при сохранении конъюнктуры по крайней мере в этом сегменте вероятно усиление инвестиционной активности.
В ING убеждены, что динамика инвестиций во многом будет зависеть от господдержки, отмечая, что финансирование проектов из ФНБ, вероятно, отложено до следующего года. «Трудности с финансированием несоциальных проектов в России не новы и связаны с потенциально высокой ответственностью господрядчиков. Иллюстрацией является накопленный за предыдущие годы регулярный бюджетный навес в размере около 1% ВВП»,— замечают аналитики банка.