Эмоциональному выгоранию прописали покой
Как иностранные компании заботятся о психическом здоровье работников
Компании стали чаще давать сотрудникам дополнительный отпуск — для борьбы с профессиональным выгоранием. На днях перерыв в работе устроили в Nike. Производитель кроссовок и спортивной одежды в конце августа организовал внеплановый недельный отдых для всего штата головного офиса в США. Подчиненным рекомендовали в это время игнорировать рабочие сообщения и обязанности, чтобы сохранить психическое здоровье. Ранее на такой же шаг пошли, к примеру, социальная сеть LinkedIn и сервис знакомств Bumble.
“Ъ FM” пообщался с российскими топ-менеджерами и спросил, готовы ли они на неделю освободить от работы большую часть сотрудников. Владелец компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович полагает, что для лечения выгорания семь дней не хватит: «Никакой неделей отпуска его не вылечить. Сотрудников нужно мотивировать постоянными интересными вызовами и хорошим отношением. А так выгореть можно и не профессионально, а вообще по жизни. Давать дополнительный отпуск с такой мотивацией неоправданно. Человек может прийти и сказать, что просто устал, и попросить неделю отпуска. Это возможно, это нормально».
По мнению члена совета директоров акционерного общества «Большевичка» Владимира Гурова, отпуск в первую очередь необходим работникам творческих профессий: «Людям креативным, интеллект которых должен быть все время остро заточен, нужно давать отдыхать, чтобы они могли восстановить свой "инструмент". Если человек выгорает на рутинной работе — это одно, это потери, да. Тут надо смотреть на загрузку и находить какие-то контрмеры. А когда она не однообразная, а творческая, цель которой генерировать какие-то идеи, необходимо давать отдыхать. И, конечно, здесь речь идет не о потерях, а о приобретениях».
Управляющий партнер архитектурного бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» Сергей Чобан считает, что во всем нужно соблюдать баланс: «Исходя из психологического ощущения, гораздо эффективнее размеренный творчески ориентированный труд, в котором не происходит выгорания, потому что творческие люди подходят к своим задачам плавно.
Это лучше, чем сначала с огромным напором из людей выжимать последние силы, потом отправлять их в отпуск, а затем снова поднимать на какой-то героический труд.
На примере моего берлинского офиса могу сказать, что я иногда ухожу с работы в 19:00, при этом часто последним. Приезжая в 9:00, я вижу, что кто-то может прийти и позже. У нас в офисе нужно появиться до 10:00, если ты не на удаленке».
По данным HeadHunter, в начале года о профессиональном выгорании заявляли около половины работающих россиян. Однако многие работодатели сообщали, что не сталкиваются с подобным явлением. Таких — по меньшей мере 33%, выяснили аналитики Hays и сервиса «Хабр Карьера».
Часто ситуация в коллективе оказывается хуже, чем считает руководство, в основном из-за отсутствия коммуникации, объясняет председатель сообщества консультантов по организационному развитию компании TTISI Василий Пигин:
«Люди выгорают практически в любой компании, но это мало кто признает.
Первый набор критериев — это объективные условия труда, заработная плата и нагрузка. Основной блок проблем — культура управления (если меня не устраивает руководитель, я уйду), корпоративная культура (взаимоотношения в коллективе). И третий кластер — возможности развития. Причем руководитель и климат — это тактические проблемы, с которыми еще как-то можно жить. А вопрос о возможностях развития зарождает тяжелые мысли о целесообразности дальнейшей работы в организации. Об этом нужно разговаривать, и инициировать беседу должен руководитель, а не сотрудник».
Проблему выгорания разовыми бонусами не решить, отмечают HR-эксперты. Эффективнее всего будет дать сотруднику больше полномочий, объясняет партнер «ЭКОПСИ Консалтинг» Григорий Финкельштейн: «Устраивают фитнес-клубы, бесплатно кормят, отпускают домой. Я не видел, чтобы люди серьезно занимались обогащением труда. Вот один пример, как происходила продажа продукции: есть люди, которые распределяют ее между рынком Европы и Азии, а также те, кто договаривается с клиентами и организовывает доставку. Каждый зажат между требованиями трех соседей и чувствует, что он делает абсолютно бессмысленную работу. Как они поступили? Разделили продукцию не по рынкам, а по наименованиям, и один человек стал отвечать за все. Таким образом он видит всю свою работу от начала и до конца. Понятно, что людям стало легче, и компания начала получать гораздо больше денег».
Сами россияне считают главной причиной выгорания руководство или неправильную организацию рабочего процесса. На втором месте оказалась нездоровая атмосфера в команде. Лучшим способом борьбы с ним четверть опрошенных назвали отпуск, еще 20% — смену работы.