Госпитализацию в Москве проверят на прививаемость
Приказ не делать плановые операции невакцинированным обжаловали в суде
Приказ столичного департамента здравоохранения, предписывающего проводить плановые операции только вакцинированным от коронавируса гражданам, пытаются отменить в Мосгорсуде как незаконный. Истец Нина Останина указывает, что федеральное законодательство не обязывает делать прививки в таких случаях, но при этом гарантирует всем право на медпомощь, а приказ считает дискриминацией граждан. В мэрии Москвы подчеркивают, что лишь защищают горожан от COVID-19, называя такие правила временными. Опрошенные “Ъ” эксперты уточняют, что даже больница может устанавливать свои правила госпитализации, считая, что суд отвергнет аргумент о дискриминации как несостоятельный.
С иском в Мосгорсуд обратилась бывший депутат Госдумы от КПРФ и кандидат в новый созыв парламента Нина Останина. В заявлении отмечено, что в июне 2021 года столичным департаментом здравоохранения был издан приказ №541, предписывающий плановые госпитализации граждан лишь при наличии у них сертификата о вакцинации от COVID-19. Истец считает документ незаконным, обосновывая это ссылками на ст. 41 Конституции РФ и ст. 19 федерального закона «Об основах охраны здоровья в РФ», где говорится, что каждый имеет право на медпомощь. При этом в федеральном законодательстве, указывает госпожа Останина, не содержатся нормы о плановой госпитализации лишь привитых от коронавируса граждан, зато гарантируется защита «от любых форм дискриминации».
Положения приказа департамента истец считает «безусловной дискриминацией» как дающие «необоснованное преимущество одной группе граждан перед другими». Она просит Мосгорсуд признать документ незаконным.
Приказ №541 был издан столичным департаментом здравоохранения на фоне ухудшения эпидемической ситуации: 18 июня 2021 года в Москве выявили свыше 9 тыс. случае заражений COVID-19. Плановую помощь предписывалось оказывать только привитым от коронавируса пациентам или имеющим антитела IgG (при наличии у них сертификата, оформленного через портал госуслуг, сведений о прививке в системе ЕМИАС и (или) результатов исследования, подтверждающих достаточный уровень иммунитета к инфекции). Исключение было сделано для горожан с онкологическими и гематологическими заболеваниями, а также паллиативных пациентов (см. “Ъ” от 19 июня). В департаменте уточняли, что экстренную медпомощь будут оказывать «каждому жителю города независимо от статуса вакцинации».
В столичном департаменте здравоохранения, куда “Ъ” обратился за комментариями, дали понять, что позиция ведомства изложена в его заявлениях от июня этого года. В них, в частности, говорилось, что приказ издан «исключительно для защиты пациентов»: у них ослаблен иммунитет, заболевание коронавирусом для этой категории «особенно опасно», а изолировать каждого из них в стационаре друг от друга невозможно. Кроме того, в департаменте поясняли, что приказ №541 о порядке госпитализации носит «временный характер» и будет отменен после нормализации эпидемической ситуации в городе. Наконец, в ведомстве обещали госпитализировать лиц с противопоказаниями к вакцинации «в обычном порядке».
Примечательно, что в июне 2021 года в департаменте ожидали, что приказ будет действовать «около одного месяца», однако документ остается актуальным до сих пор.
Накануне обращения в Мосгорсуд его действие требовал признать незаконным другой представитель КПРФ, депутат Госдумы Алексей Куринный — он обратился с заявлением к прокурору Москвы Денису Попову. Однако тот не нашел оснований для прокурорского реагирования, сочтя, что приказ №541 был издан московскими властями «в пределах предоставленных полномочий».
Адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Евгения Рыжкова говорит, что федеральным законодательством предусмотрена «недопустимость отказа в оказании медпомощи», а «неоказание помощи больному без уважительных причин» может быть квалифицировано по ст. 124 УК РФ (по ней предусмотрены штрафы до 40 тыс. руб., исправительные работы на срок до года и другие санкции). Однако госпожа Рыжкова не думает, что в «нынешней обстановке возможно признание приказа незаконным»: «Полагаю, суд сошлется на ограничения лишь для плановых госпитализаций, то есть в ситуациях, когда жизни лица ничего не угрожает». Госпожа Рыжкова также говорит, что в федеральном законодательстве «отсутствует общий порядок госпитализации», поэтому «каждое медицинское учреждение устанавливает свои правила». Юрист практики здравоохранения и технологий BGP Litigation Анастасия Мырсина и вовсе считает, что аргумент истца «о защите граждан от любых форм дискриминации может быть потенциально признан судом несостоятельным». По ее словам, ст. 5 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закрепляет лишь общее определение дискриминации. Однако ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод в той мере, которая необходима в том числе для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, добавляет эксперт. «Из буквального смысла приказа следует, что право на получение медпомощи в плановой форме имеют лица, получившие прививку или имеющие медицинский отвод при наличии противопоказаний. А это не является основанием для дискриминации. То есть срабатывает ограничение, установленное на уровне Конституции РФ»,— уверена госпожа Мырсина.
Суд Йошкар-Олы поддержал обязательную вакцинацию некоторых категорий работников
Суд Йошкар-Олы поддержал решение управления Роспотребнадзора по Марий Эл об обязательной вакцинации работников сферы торговли, общепита, ЖКХ, общественного транспорта, а также чиновников. Несколько пунктов постановления «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» обжаловал местный предприниматель Андрей Смышляев.
Постановление главного санитарного врача республики, главы управления Роспотребнадзора Светланы Булатовой обязывало работодателей Марий Эл к 1 сентября вакцинировать не менее 60% своих сотрудников — в частности, работников торговли, общественного транспорта, такси, образования, соцзащиты, ЖКХ и энергетики, салонов красоты, косметических, массажных, спа-салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, общепита, культурных учреждений, клиентских подразделений финансовых организаций, почты, МФЦ. Также пройти вакцинацию должны были чиновники, работники органов госвласти, местного самоуправления и подведомственных им организаций, студенты вузов, призывники и те, кто работает с детьми.
Господин Смышляев возглавляет ООО УК «Профессионал», которое работает в сфере ЖКХ, и руководит отделением партии «Родина» в Марий Эл. Он счел, что обязательная вакцинация нарушает права предпринимателей и право граждан на отказ от профилактических прививок. В суде Андрей Смышляев заявил, что у предпринимателей нет возможности отстранять от работы сотрудников, которые не прошли вакцинацию: «Есть врачебная тайна. Работник не обязан предоставлять никаких справок. Мы физически не можем отследить, прошел работник вакцинацию или нет». Предприниматель также напомнил слова президента РФ Владимира Путина о том, что вакцинация добровольная: «За руку мы никого в медицинский кабинет привести не сможем. А постановление добровольную вакцинацию переводит в обязательную».
В свою очередь, юристы Роспотребнадзора настаивали, что постановление принято «уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции главного санитарного врача» и не противоречит федеральному законодательству. Ранее главный санитарный врач республики Светлана Булатова заявляла “Ъ”, что принятие постановления об обязательной вакцинации стало «адекватной и своевременной мерой, направленной на сдерживание эпидпроцесса», позволив избежать ухудшения эпидемиологической обстановки. Как ранее заявляли опрошенные “Ъ” юристы, закон требует от работодателя отстранять от работы сотрудников, входящих в категории, для которых вакцинация объявлена обязательной решением санитарных властей; исключением может быть только ситуация отвода по медицинским показаниям.
Андрей Смышляев решением городского суда не удивлен, но намерен обжаловать его вплоть до Верховного суда России.
В России около половины регионов ввели обязательную вакцинацию отдельных категорий граждан; в некоторых регионах — в частности, в Татарстане — предпочли ограничиться требованиями к отдельным предприятиям и организациям. По данным на 5 сентября, в Марий Эл было зарегистрировано 18,3 тыс. случаев коронавируса (население республики — около 675 тыс. человек). 16,3 тыс. человек выздоровели, более 500 человек умерли.