Остановка по требованию надзора
Прокуратура вмешалась в производство краснодарских троллейбусов
Как стало известно “Ъ”, скандальная ситуация сложилась в Краснодаре с реализацией проекта обновления городского парка общественного транспорта. Генпрокуратура РФ распорядилась запретить эксплуатацию первого собранного в краевом центре троллейбуса, а выделенные на закупку остальных кузовов для сборки 140 млн руб. были заморожены. При этом, по материалам надзорного органа, сразу в нескольких регионах были начаты доследственные проверки по фактам возможного мошенничества, подделки документов и халатности чиновников при заключении контрактов на закупку запчастей для сборки троллейбусов без разрешительной документации, которые могут оказаться небезопасными при эксплуатации. Первое уголовное дело о незаконном создании юрлица производителем новых троллейбусов уже возбуждено в Москве, а в Вологде за получение откатов от контрагентов судят одного из организаторов изготовления краснодарских троллейбусов под видом ремонта старых. Впрочем, в мэрии города происшедшее называют «юридическими нестыковками».
Скандал с поставками новых троллейбусов для краснодарских маршрутов разгорелся и привлек внимание Генпрокуратуры России после того, как администрация города прекратила сотрудничество с сертифицированными производителями троллейбусов, решив наладить их собственную сборку. В 2019 году один из трех официальных российских производителей троллейбусов — вологодское предприятие «Транс-Альфа» — поставил по контракту в столицу Кубани 12 троллейбусов за 147,6 млн руб. (более 12 млн за единицу). В 2020 году администрация города в рамках запланированного поэтапного обновления 143 единиц парка намеревалась закупить у того же завода еще 21 машину. К этому моменту в Вологде были разработаны новинки с автономным ходом, позволявшим ездить при необходимости и на участках без контактной сети. Всего в 2020 году на обновление городского электротранспорта Краснодара было выделено 500 млн руб. в виде субсидии из краевого бюджета.
Однако контракты на поставку троллейбусов в 2020 году подписаны не были, а в январе этого года, как рассказывал “Ъ”, мэрия Краснодара объявила, что подписала трехстороннее соглашение с Краснодарским трамвайно-троллейбусным управлением (КТТУ) и производителем «Алькор» по наладке крупноузловой сборки троллейбусов.
Речь шла о покупке у «Алькора» кузовов и запчастей, из которых на базе КТТУ собирались бы троллейбусы новой модели. Но называлось это капитально-восстановительным ремонтом старых троллейбусов модели «ЗиУ», главным преимуществом которого вице-мэр Артем Доронин называл экономию бюджетных средств.
«Мы получаем по факту новую машину, а ее стоимость выходит порядка 14–16 млн руб. Такой же аналог будет стоить 24 млн руб. и выше. А если брать троллейбусы с увеличенным автономным ходом, то там стоимость возрастает до 30 млн руб. Сейчас аналогов подобной машины в России нет»,— заявил на состоявшемся на днях брифинге замглавы городской администрации. К слову, один троллейбус за 14,9 млн руб. муниципальных средств из поставленных «Алькором» комплектующих был собран и в июне этого года вышел на маршрут. «Тот троллейбус, который мы собрали, новый на 98%»,— сообщал директор КТТУ Александр Грачев. Было решено закупить у «Алькора» еще десять кузовов уже за 140 млн руб. с тем, чтобы продолжить сборку.
Однако, как стало известно “Ъ”, в ситуацию вмешалась Генпрокуратура. Некоторое время назад по распоряжению первого замгенпрокурора Александра Буксмана по фактам закупок и сборки краснодарских троллейбусов были проведены проверки прокуратурами Москвы, Краснодарского края, Вологодской и Псковской областей. По информации источников “Ъ”, оказалось, что контракт с постоянным поставщиком «Транс-Альфа» не был заключен из-за поступления в адрес мэрии письма от завода, в котором сообщается о невозможности выполнения контракта в условиях пандемии.
Однако руководство предприятия заявило, что подобных писем не писало, а обращение в краснодарскую мэрию назвало фальшивкой, предоставив соответствующие результаты почерковедческой экспертизы.
Выяснилось также, что гендиректором «Алькора» является бывший финдиректор «Транс-Альфы» Ирина Сватковская, а главным конструктором — Сергей Колыбин, ранее работавший в Вологде на аналогичной должности. Переговоры с краснодарской мэрией они начали после увольнения с вологодского завода, сопровождавшегося скандалом: господина Колыбина следователи местного управления СКР обвинили в коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ) — получении откатов от контрагентов троллейбусного завода почти на 3 млн руб. за пролонгацию ранее заключенных договоров. Процесс над ним сейчас идет в Вологодском горсуде. Кстати, единственным владельцем «Алькора» при подписании в январе соглашения с краснодарской администрацией о сборке первого троллейбуса был ранее судимый за кражу и нанесение тяжких телесных повреждений житель Вологды, сейчас опять находящийся под следствием.
Как отметили в своих распоряжениях прокуроры, собранный в Краснодаре из деталей «Алькора» троллейбус не имеет необходимой для эксплуатации документации, в первую очередь одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое выдается производителям после множества испытаний, краш-тестов и т. п. Проверкой прокурорами условий производства «Алькор» установлено их несоответствие существующим требованиям. Необходимого разрешения от официального производителя машины на капитальный ремонт КТТУ не получало. В итоге прокуратура направила собранные материалы в МВД и СКР для проведения доследованных проверок, а эксплуатацию собранного троллейбуса запретила, передав его для экспертизы безопасности и качества в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Также по указанию надзорных органов заморожены на счетах 140 млн руб., которые предназначались для покупки еще десяти кузовов у «Алькора».
По данным “Ъ”, в Москве уже возбуждено уголовное дело о незаконном создании «Алькора» (ст. 173.1 УК РФ) ранее судимым лицом, а в Краснодаре ведется проверка на возможность возбуждения уголовного дела о мошенничестве (ст. 159 УК РФ), подделке документов (ст. 327 УК РФ) и незаконном использовании средств индивидуализации товаров (ст. 180 УК РФ).
Кроме того, следователи краснодарского СКР проверяют, не проявили ли краснодарские чиновники халатность (ст. 293 УК РФ) и нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) при закупке кузовов и запчастей.
Кстати, как в мэрии, так и в КТТУ признают, что их предприятие является лишь эксплуатирующим и «не имеет права производить новый подвижной состав». При этом господин Доронин считает проблемы «Алькора» как поставщика «определенными юридическими нестыковками», но саму сделку с ним «чистой». По его словам, предприятие сейчас работает над получением необходимых документов, которые позволят не только собирать троллейбусы для нужд Краснодара, но и в дальнейшем продавать их в другие города. Впрочем, в пресс-службе администрации города “Ъ” также заявили, что «срок поставки кузовов компанией "Алькор" истекает по контракту 30 сентября». «При неисполнении условий (просрочка, неполная поставка) к поставщику будут применены штрафные санкции, согласно условиям контракта»,— пояснили там, добавив, что «конструктивная особенность троллейбусов в том, что шасси входит в состав кузова, как и сиденья, а подробная комплектация указана в техническом задании». Между тем, по данным “Ъ”, 30 сентября — срок поставки по графику последних четырех кузовов, а шесть других должны были быть поставлены ранее в два этапа — до 31 июля и 31 августа соответственно.
Связаться с Ириной Сватковской “Ъ” не удалось, а адвокат господина Колыбина от каких-либо комментариев о делах своего доверителя категорически отказался.