Дальневосточные концессии вышли на старт
Новый механизм дошел до стадии реализации
Федеральный центр будет дополнительно финансировать так называемые дальневосточные концессии, заключенные на уровне регионов для строительства социальной инфраструктуры. Общая стоимость таких проектов в коротком списке оценена в 66 млрд руб. Одновременно Минвостокразвития наделено полномочиями по заключению федеральных концессий для создания инфраструктуры для бизнеса — пока речь идет о проектах на 180 млрд руб. Инвесторы, которые уже приступили к заключению таких концессий, ждут определения четких правил работы в рамках нового механизма.
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил постановление правительства, допускающее направление субсидий на создание социальной инфраструктуры центров экономического роста на Дальнем Востоке (таких центров более 40) на условиях концессий со сроками от десяти лет. Также Михаил Мишустин сообщил о наделении Минвостокразвития полномочиями по заключению договоров концессии с бизнесом. Как пояснил премьер, это необходимо для запуска так называемых дальневосточных концессий — этот механизм, напомним, предполагает возмещение до 100% затрат инвестора на создание инфраструктуры в течение 10–20 лет после ввода объекта.
С учетом изменений, пояснил на Восточном экономическом форуме заместитель главы Минвостокразвития Анатолий Бобраков, конструкция дальневосточных концессий пока выглядит так. Ведомство может поддержать федеральные концессии и выступить концедентом от имени центра, чтобы создать объекты инфраструктуры для бизнеса (в коротком списке пока заявлено 12 таких проектов на 180 млрд руб.). Кроме того, создание социальной инфраструктуры будет поддержано за счет субсидий регионам (есть 18 проектов на 66 млрд руб.).
Отметим, впрочем, что рассчитывать на масштабное финансирование региональных соглашений пока вряд ли приходится — в 2021–2022 годах на субсидии заложено всего 13,3 млрд руб. (для сравнения: в 2018–2020 годах было выделено 87,9 млрд руб.).
Возможность господдержки, по мнению экспертов, может улучшить экономику таких проектов. По словам управляющего директора по юридическим вопросам Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Анны Батуевой, регионы или муниципалитеты могут получить средства для финансирования части расходов инвестиционной фазы, а также для возмещения затрат инвестора, что снизит нагрузку на бюджеты при реализации концессионных проектов. Расширение же полномочий Минвостокразвития, говорит вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Караваева, является «одним из шагов на пути к созданию устойчивой системы государственно-частного партнерства на территории Дальнего Востока». У макрорегиона есть большой потенциал к ее дальнейшему развитию, но раскрыть его, помимо новаций, которые вводит правительство, по мнению эксперта, позволит привлечение инвестиций через создание благоприятных условий на местах.
Обсуждение механизма на ВЭФ показало, что участники рынка ожидают четких правил работы.
Минвостокразвития уже подготовило законопроект об особенностях регулирования концессий на Дальнем Востоке (см. “Ъ” от 12 июля), но пока он обсуждается. Некоторые участники рынка уже настроены решительно — гендиректор «ВТБ Инфраструктурного холдинга» Олег Панкратов отметил, что, хотя правила, безусловно, нужны, ждать, когда они будут полностью готовы, необязательно — действовать можно и в рамках существующего закона о концессионных соглашениях. Так, на форуме заявлено о подписании первых соглашений на сумму 123 млрд руб. Кроме того, уже обсуждается «погружение» в дальневосточные концессии и других механизмов — как сообщил зампред и член правления ВЭБ.РФ Юрий Корсун, госкорпорация изучает возможность совмещения концессий, например, с «фабрикой проектного финансирования», предполагающей покрытие 80% стоимости проекта синдицированными кредитами.