Озорник печального образа
Умер Жан-Поль Бельмондо
На 89-м году жизни умер Жан-Поль Бельмондо — единственный европейский актер, ставший абсолютной звездой и радикально авторского, и оголтело коммерческого кино. И единственный француз, безусловно заслуживший звание народного артиста СССР.
Французский актер Жан-Поль Бельмондо в 2013 году
Фото: AFP
В Ленинграде 1980-х первые видеопираты записывали для друзей «Профессионала» (Жорж Лотнер, 1981), ампутируя финал, где пуля-дура находила-таки спину наемного авантюриста Жосса Бомона. Вандализм они объясняли просто: пацаны плачут, когда Бельмондо — во Франции его кликали Бебелем — умирает, зачем их лишний раз расстраивать. Среди пацанов были рок-звезды, включая Майка Науменко, и будущие «тамбовские» терминаторы. Но все они относились к Бебелю, как мальчишки 1930-х — к Чапаеву.
Чапай не тонет, Бельмондо пуля боится и штык не берет.
Мы узнавали Бельмондо, так сказать, в обратной последовательности. В 1970-х на СССР обрушился ливень фильмов с Бебелем, в которых, на взгляд просвещенной французской публики, он растрачивал на пустяки свой гений. Но нам-то он независимо от места и времени действия казался прямым потомком шалого Д’Артаньяна. Да он и был великим продолжателем традиции плаща и шпаги, романов-фельетонов. Недаром его последняя выдающаяся роль — главный каторжник Франции Жан Вальжан в «Отверженных» Клода Лелюша (1995).
Рядовой Дюфурке («Человек из Рио», Филипп де Брока, 1964) успевал за неделю увольнительной обежать полземли в поисках украденной статуэтки, ключа к кладу бразильских индейцев мальтеков, и поспевал в казарму ровнехонько к вечерней поверке. Благородный разбойник Картуш («Картуш», де Брока, 1962) приносил клятву мести, держа на руках бездыханное тело возлюбленной Венеры (Клаудия Кардинале). Незадачливый мастер детективной халтуры Мерлен воображал себя суперагентом Бобом Сен-Клером («Великолепный», де Брока, 1973). Немногословный «Охотник» шел по пятам убийцы-социопата «Ястреба» («Частный детектив», Филипп Лябро, 1976). Безработный каскадер («Чудовище», Клод Зиди, 1977), обряженный в обезьянью шкуру, похищал любимую из-под носа своего звездного двойника.
Попади тогда в СССР «Стависки» (Ален Рене, 1974), и его бы мы проглотили как очередной фильм о неотразимом авантюристе. Между тем не было во Франции более интеллектуально требовательного режиссера, чем Рене. Именно Бельмондо понадобился автору «Хиросимы, моей любви», чтобы сыграть местечкового афериста, скупившего в 1920-х всю политическую элиту Франции и спровоцировавшего натуральную попытку переворота в 1934-м. Не просто ретро-куклу в смокинге — символ коррумпированной, беременной фашизмом эпохи.
Стихийное, мальчишеское обаяние, цирковая пластика, видимая легкость экранного карнавала опьяняли настолько, что легко было не заметить, как в проходных фильмах — на доли секунды — по лицу Бельмондо пробегала тень отстраненного ужаса перед кровавым гиньолем.
Как озорные глаза туманились печалью, унаследованной от тех героев, что прославили его на заре карьеры.
Ведь помимо Рене Бельмондо играл в фильмах Луи Маля, Жан-Пьера Мельвиля, Франсуа Трюффо и самого гуру мирового театрального авангарда Питера Брука. Прекрасно зная цену своего обаяния, усмирял его, играя жизнь души: интеллигент Микеле, расстрелянный фашистами, в «Чочаре» (Витторио Де Сики, 1961) и молодой кюре, столь же искренний в своем католицизме, как Микеле в коммунизме, в «Леоне Морене, священнике» (Мельвиль, 1961). Да даже и прибандиченные молодчики из фильмов Мельвиля («Стукач», 1962) и Клода Сотэ («Взвесь весь риск», 1960), не просто убивавшие и умиравшие, но искавшие грань между добром и злом в беззаконном мире.
Намертво, навсегда его имя связано с Жан-Люком Годаром: Бебель был верным сообщником режиссера, изменившего саму грамматику кино.
Лицо его Мишеля Пуакара («На последнем дыхании», 1959), мелкого жулика, нечаянного убийцы, подражавшего Богарту и умиравшего с пулей в спине на парижской мостовой, стало лицом и «новой волны», и всего молодого кино 1960-х. Хохмач Пуакар был «распят на слишком большом для него кресте»: сочетание его ничтожности и ужаса постигшей его трагедии предательства и смерти предвещало слепое, стихийное и безобразное бунтарство, еще лишь вызревавшее в реальности.
Вершина творчества Бебеля — Пьеро («Безумный Пьеро», 1965). Современный Кандид, клоун и мученик, отыгравший всю палитру жанров, которые сконцентрировал в одном фильме Годар. Поэт и разбойник, демиург и игрушка беспощадных сил истории, совершал сюрреалистическое самоубийство: выкрасив лицо в красный и синий цвета, обматывал голову динамитными шашками. Выйдя с премьеры, старый поэт Луи Арагон не мог найти слов, чтобы описать увиденное, и твердил одно: я знаю только, что это красиво нечеловеческой красотой. Сыграв Пьеро, Бельмондо вышел за пределы кино: его расписное лицо — такое же событие ХХ века, как живопись Пикассо или музыка Шостаковича. После этого он мог сколько угодно бегать по крышам, стрелять по-македонски и пленять советских мальчишек.
Фотогалерея
«Для меня доводы сердца важнее доводов разума»
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен в семье скульптора Поля Бельмондо и художницы Сары Мадлен Рейно-Ричард. В школе увлекался футболом и боксом. В 19 лет стал чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и попал в сборную Франции, но в итоге решил стать актером
Фото: Getty Images
Бельмондо поступил на актерский факультет Парижской консерватории драматического искусства, который окончил в 1952 году. С 1953 года играл в различных театральных антрепризах
На фото: с итальянской актрисой Клаудией Кардинале
Фото: AP
Дебютировал в кино в 1956 году, снявшись в короткометражном фильме «Мольер». В 1957 году сыграл в комедийной картине «Пешком, верхом и на машине» (кадр из фильма на фото). Однако эпизоды с его участием были вырезаны перед самым выходом киноленты в прокат
Фото: 1. Cino del Duca
В 1958 году актер проходил срочную службу во французском Алжире. В том же году снялся вместе с Аленом Делоном в фильме «Будь красивой и молчи»
Фото: Getty Images
В 1960 году вышел фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» (кадр из киноленты на фото), одного из ключевых произведений «французской новой волны». Роль молодого преступника Мишеля Пуаккара принесла Бельмондо широкую известность и популярность
Фото: SNC
В том же году сыграл с Софи Лорен в киноленте «Чочара», а в 1961 году в еще одном фильме Жан-Люка Годара «Женщина есть женщина». Затем последовали такие картины, как «Человек из Рио» (1964), «Вор» (1967), «Сирена с Миссисипи» (1969), «Великолепный» (1973), «Чудовище» (1977), «Ас из асов» (1981)
На фото: кадр из фильма «Уикенд на берегу океана» (1964)
Фото: AP
В эти годы Бельмондо играл роли авантюристов и циников в комедиях и боевиках. Актер сам исполнял большинство трюков. В 1985 году после несчастного случая на съемках криминальной комедии «Ограбление» Бельмондо получил травму спины. После чего ему стало трудно самому выполнять опасные трюки
Фото: Getty Images
Роль в фильме «Баловень судьбы» (1988) принесла актеру французскую кинопремию «Сезар». Однако актер от нее отказался из-за того, что автор статуэтки скульптор Бальдаччини Сезар плохо отзывался о работах отца Бельмондо
На фото: Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон (справа) на съемках фильма «Борсалино»
Фото: AP / File
В 1987 году в театре «Мариньи» Бельмондо с большим успехом сыграл главную роль в пьесе Александра Дюма «Кин» в постановке французского артиста и режиссера Робера Оссейна. В 1990 году их творческий дуэт был продолжен в спектакле «Сирано де Бержерак». Последним спектаклем с участием актера стал в 1998 году «Фредерик, или Бульвар преступления». В 1991 году Бельмондо стал владельцем парижского театра «Варьете» на бульваре Монмартр
На фото: с актрисой Николь Кальфан
Фото: AP / Saris
В 1992 году актер снялся в фильме «Неизвестный в доме», в 1995 году — в экранизации романа Виктора Гюго «Отверженные». В 1998 году Бельмондо вместе с Аленом Делоном и Ванессой Паради исполнили главные роли в комедийном боевике «Один шанс на двоих»
На фото: кадр из фильма «Профессионал»
Фото: Cerito Films
Жан-Поль Бельмондо был дважды женат. От первого брака с танцовщицей Элоди Константен (были женаты в 1959-1966 годах) у него родились трое детей: дочери Патриция и Флоранс и сын Поль. От второго брака с манекенщицей и балериной Натти Тардивель (2002-2008) — дочь Стелла
Фото: AP / Laurent Rebours
Бельмондо был удостоен ордена «За заслуги в области искусства и литературы» и ордена Почетного легиона. Обладатель почетной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2011) и премии «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2016)
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Всего на счету Бельмондо более 30 ролей в театре и свыше 80 в кино
Фото: AP / Lionel Cironneau
В 2001 году актер перенес инсульт и долгое время не мог ходить и говорить. В 2008 году он вернулся в кино, снявшись в роли бездомного в фильме «Человек и его собака» (кадр из киноленты на фото). В 2015 году Бельмондо объявил о завершении карьеры
Фото: Canal+
6 сентября 2021 года Жан-Поль Бельмондо умер в своем доме в Париже на 89-м году жизни
Фото: Reuters