Под крылом самолета теперь не шумят
Росавиация изменила схемы взлета и посадки в Шереметьево
В аэропорту Шереметьево со вчерашнего дня изменились схемы взлета и посадки самолетов. Это произошло после массовых жалоб москвичей и жителей Подмосковья на «бесконечный адский авиашум», которые они адресовали в Росавиацию, Роспотребнадзор, Госдуму и президенту Владимиру Путину. Представители инициативной группы протестующих назвали это решение «победой здравого смысла». Однако в Росавиации “Ъ” заверили, что коррективы напрямую не связаны с обращениями граждан, а основаны на пожеланиях «пользователей воздушного пространства, то есть авиакомпаний». Подобные изменения коснутся и более сотни других аэродромов европейской части РФ.
“Ъ” подробно рассказывал (см. номер от 29 июля) о жалобах жителей подмосковных Красногорского, Солнечногорского городских округов и московского Митино. Они утверждали, что от гула летающих над их домами самолетов не могут отдохнуть ни днем, ни ночью, жалуясь на панические атаки, гипертонию, нервные расстройства и постоянный стресс. В декабре 2020 года аэропорт Шереметьево изменил трассировки взлета воздушных судов, которыми пользовался 60 лет, и установил новые, проходящие над густонаселенными районами к югу от аэропорта. Инициативная группа жителей Подмосковья направила в связи с этим запросы в Росавиацию, Ространснадзор, региональный парламент и Госдуму, а также спецпредставителю президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Иванову. В конце мая более 7,3 тыс. жителей Красногорского и Солнечногорского городских округов Подмосковья и московского Митино направили письмо президенту Владимиру Путину, требуя изменить маршруты взлета.
В Росавиации в ответ заверяли, что схемы маршрутов вылета, прибытия и захода на посадку разработаны в строгом соответствии с действующими правилами, при этом «полное исключение шумового воздействия без установления значительных ограничений на деятельность аэродрома невозможно».
В аппарате президента РФ признали увеличение числа жалоб на шум от жителей, но отметили, что «Красногорск географически и исторически расположен в границах аэродрома Шереметьево и не является запретной зоной для полетов воздушных судов». В Шереметьево в ответ на запрос “Ъ” тогда сообщили, что при разработке новой структуры воздушного пространства и схем маневрирования воздушных судов учитывались рекомендации и требования Международной организации гражданской авиации (ICAO). Лишь подмосковный Роспотребнадзор, проведя измерения шумового фона, счел, что авиационные власти не провели «реальных мероприятий по снижению уровней шума в зоне влияния аэропорта Шереметьево». Санитарное ведомство направило материалы в прокуратуру «для принятия мер прокурорского реагирования».
Как признались представители инициативной группы возмущенных граждан, они уже не надеялись на успех протеста. Однако Минтранс и Росавиация в своем послании, адресованном представителям инициативной группы, сообщили о решении изменить маршруты в Шереметьево с 9 сентября.
В Росавиации пояснили, что схемы вылета с взлетно-посадочной полосы (ВПП) 06 и ВПП 24 будут изменены «в рамках ранее запланированной работы по корректировке схем маневрирования аэродрома Шереметьево». В тексте говорится, что «основная схема вылета с курсом 244 градуса, вводимая в действие, исключает левый разворот в сторону границ города Москвы, где расположены населенные пункты Митино, Красногорск, Юрлово, Сабурово». Из письма также следует, что схема вылета с курсом 224 градуса сохраняется, но полеты по ней будут выполняться в непосредственной близости от указанных населенных пунктов в дневное время и «только в отдельных случаях по указанию органа обслуживания воздушного движения».
Житель Юрлово Олег Горошко заявил “Ъ”, что уже в четверг «жить стало намного легче»: «Сейчас в Голиково и Юрлово значительно тише. Все остальные населенные пункты на юг до Красногорска взлетающих самолетов не слышат. Хотя пару раз все-таки пролетели над нами». Он назвал перемены «победой здравого смысла».
В Шереметьево в четверг не ответили на просьбу “Ъ” прокомментировать ситуацию, переадресовав в Госкорпорацию по организации воздушного движения в РФ (ОрВД). Там от официальных комментариев отказались.
Как выяснил “Ъ”, Госкорпорация по ОрВД действительно меняет схему вылетов и заходов на посадку, но эти изменения не связаны с протестами местных жителей.
9 сентября корректировки произошли во всей Московской зоне единой системы ОрВД в рамках оптимизации принятой в декабре 2020 года новой схемы воздушного движения с учетом предложений перевозчиков.
Эта зона охватывает почти две трети европейской части страны, включая более сотни аэродромов, а Московский центр организации воздушного движения координирует более 60% полетов по РФ. «Возможно, в отдельных аэропортах учитывали пожелания местных жителей и депутатов, но основная причина изменений — предложения пользователей воздушного пространства, то есть авиакомпаний»,— заявил собеседник “Ъ” в авиаотрасли. По его словам, новая схема будет постоянной, но может «корректироваться в будущем с учетом предложений эксплуатантов».
В Росавиации “Ъ” подтвердили, что 9 сентября Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (филиал Госкорпорации по ОрВД) приступил ко второму этапу перехода на новую структуру воздушного пространства Московской зоны. Корректировку провели на основе предложений, которые появились у эксплуатантов в ходе первого этапа освоения новой структуры (введена 3 декабря 2020 года). «Маршруты полетов, схемы вылетов и заходов на посадку в аэропортах стали удобнее. Для перевозчиков это решение повысит экономическую эффективность. Также проделана работа по снижению авиашума»,— добавили в Росавиации.
В аэропортах Московского авиаузла (МАУ) также оставили вопросы “Ъ” без ответа. Источник в одном из аэропортов МАУ сообщил “Ъ”, что «вопрос на повестке дня у регулятора». «Задача поставлена рассмотреть возможности для внесения корректировок»,— уточнил он.
Напомним, на аналогичную проблему жаловались жители и других районов Москвы и Подмосковья — они страдают от гула самолетов, взлетающих во Внуково и Домодедово.