Ледоколы пойдут на «Северную звезду»

Компании нужны два судна на $600 млн

Угольному проекту АЕОН Романа Троценко на Таймыре потребуются два СПГ-ледокола мощностью 40 МВт и стоимостью $300 млн каждый, а также 40 балкеров ледового класса Arc5. В реализующей проект «Северной звезде» оценивают стоимость балкеров, которые нужны для вывоза угля по Севморпути в Азию, в $2,2 млрд. До сих пор о твердом намерении строить ледокол на 40 МВт заявляла только ГМК «Норильский никель», планируя отдать его в управление «Росатому». Как будет обеспечивать свои транспортные потребности «Северная звезда», пока неизвестно.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В пресс-службе «Северной звезды» (входит в корпорацию АЕОН Романа Троценко), которая занимается проектом разработки Сырадасайского месторождения коксующегося угля на Таймыре, “Ъ” рассказали, что для проводки балкеров, транспортирующих уголь по Северному морскому пути (СМП) на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) компании нужны два СПГ-ледокола мощностью 40 МВт и стоимостью $300 млн каждый.

Ресурсы Сырадасайского месторождения оцениваются более чем в 5 млрд тонн.

В рамках проекта планируется создать угольный разрез первоначальной мощностью 5 млн тонн в год с возможностью увеличения до 10 млн тонн, обогатительную фабрику, конвейерную линию до морского порта Енисей и сам порт, а также аэропорт.

Ледоколы необходимы, чтобы вывозить уголь круглогодично. Столь мощных неатомных ледоколов (они сопоставимы с атомными мелкосидящими судами типа «Таймыр») в мире еще не строили. План построить ледокол 40 МВт есть у «Норникеля», он собирается отдать его в управление «Росатому» (см. “Ъ” от 23 июля). Сходные планы были у НОВАТЭКа, но их статус неясен. Глава дирекции Севморпути «Росатома» Вячеслав Рукша летом говорил, что компаниям РФ до 2030 года понадобится четыре ледокола 40 МВт. В том числе один, по данным “Ъ”, предполагался для «Северной звезды».

Будет ли востребован таймырский уголь

Смотреть

Однако сейчас в «Северной звезде» не стали пояснять “Ъ”, собирается ли компания заказывать и финансировать ледоколы сама, а затем отдавать их в управление — «Росатому» или иным структурам. Возможен также вариант создания СП с потенциальным партнером для софинансирования проекта или просто долгосрочный контракт на ледовую проводку с компанией, которая построит ледоколы сама. В «Росатоме» ситуацию не комментируют.

Теоретически любой инвестор может профинансировать строительство, приобретение и эксплуатацию ледокола, говорит глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. «Ими, к примеру, оперируют ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", "Норникель". Если же привлекать сторонние организации, имеющие опыт в эксплуатации неатомных ледоколов, то это в первую очередь "Атомфлот" (входит в "Росатом") и "Росморпорт"»,— уточняет эксперт. При выборе СПГ-ледоколов для таймырского проекта, добавляет он, возникает вопрос, где они, обслуживающие протяженное азиатское направление, будут бункероваться, учитывая, что ледоколы на СПГ имеют меньшую автономность работы, чем дизельные.

Для вывоза угля «Северной звезде» также потребуются новые балкеры ледового класса. В недавнем интервью ТАСС Роман Троценко говорил, что в целом планируется заказать 40 балкеров: 22 для первой очереди проекта, 18 — для второй и что конкурс среди судоходных компаний будет объявлен до конца года. В «Северной звезде» “Ъ” пояснили, что компания готова заключить контракты с несколькими перевозчиками, способными заказать строительство и предоставить во фрахт 40 балкеров ледового класса Arc5. В компании также рассматривают возможность оснащения балкеров двухтопливной системой для использования СПГ и метанола в дополнение к дизтопливу. «Пока самыми конкурентоспособными при строительстве подобного технически простого, но крупного тоннажа — 100–110 тыс. тонн дедвейта — смотрятся верфи Китая и Кореи»,— добавили в «Северной звезде». По оценкам компании, суммарная стоимость балкерного флота составит $2,2 млрд.

Игорь Тонковидов, гендиректор «Совкомфлота», 6 сентября
Вопрос заключается в том, насколько балкерные перевозки и уголь как груз ложатся в стратегию развития «Совкомфлота». Вряд ли мы найдем место для серьезного участия в транспортировке угля по Севморпути

В июле АЕОН и ГК «Росатом» подписали предварительное соглашение, предполагающее строительство балкеров Arc5 и буксиров Arc6 для реализации угольного проекта. Также «Северная звезда» ведет переговоры с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Однако пока ни с одним перевозчиком обязывающих договоренностей достигнуто не было. В «Северной звезде» это объясняют ростом фрахтовых ставок и высокой стоимостью металла в 2020–2021 годах.

Маргарита Афанасьева

Вся лента