Евросоюз с Францией в одной подлодке
ЕС горой встал за Париж в скандале с США из-за срыва контракта
Скандал, вызванный срывом контракта на поставку французских подлодок Австралии, перерастает в конфликт США с Европой. На полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке главы МИДов стран Евросоюза выразили поддержку Франции, обвинив США в подрыве сотрудничества с Европой в Индо-Тихоокеанском регионе. Руководство ЕС называет действия США «неприемлемыми» и заявляет о решимости укреплять собственный оборонный потенциал. Примирение с европейскими партнерами, ставшее одним из приоритетов президента США Джо Байдена, практически сорвано. В Брюсселе даже говорят о том, что «непредсказуемый» нынешний глава Белого дома для ЕС хуже, чем его предшественник Дональд Трамп.
Бурное выяснение отношений между Францией и членами нового тройственного партнерства AUKUS, созданного США, Великобританией и Австралией для обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и лишившего Париж «сделки века» на поставку Канберре 12 подлодок класса Barracuda (см. “Ъ” от 17 и 20 сентября), перестало быть сугубо французской драмой.
Париж сражался в одиночку лишь до вечера понедельника, когда главы МИДов стран—членов ЕС обсудили «подлодочный скандал» и его последствия для Евросоюза на встрече в Нью-Йорке, состоявшейся на полях Генассамблеи ООН.
Итоги этой двухчасовой встречи подвел председательствовавший на ней глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель: «Министры продемонстрировали полную солидарность с Францией. Решение о подводных лодках противоречит призывам к более тесному сотрудничеству с ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе».
До встречи с европейскими коллегами глава европейской дипломатии обсудил сложившуюся скандальную ситуацию с министром иностранных дел Австралии Марис Пейн, выразив сожаление в связи с тем, что в новом партнерстве Австралии, Великобритании и США не нашлось места для Евросоюза. Как сообщила европейская внешнеполитическая служба, Жозеп Боррель прямо спросил собеседника, почему создание AUKUS проводилось без консультаций с Брюсселем, несмотря на существенное присутствие европейских партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе и наличие у них собственных интересов на региональном рынке вооружений.
Посылая членам AUKUS четкий сигнал о том, что разрыв контракта с Парижем в Брюсселе считают вызовом всему Евросоюзу, его руководство дает понять: эта история затрагивает фундаментальные вопросы о правилах игры внутри евроатлантического сообщества.
Одной из первых по этому поводу высказалась прибывшая на Генассамблею ООН в Нью-Йорке глава МИД Бельгии Софи Вильмес. Она назвала случившееся «ударом молнии, первым делом для Франции, но также для Европы и для всего мира — на геостратегическом уровне». А позицию руководства ЕС высказала председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. «С одним из наших государств-членов обошлись неприемлемым образом»,— заявила она в интервью телеканалу CNN.
«Элементарные принципы, которых должны придерживаться союзники, когда они идут вместе — транспарентность и доверие. А что мы видим? Явную нехватку транспарентности и благонадежности»,— вторил ей, отвечая на вопросы журналистов в Нью-Йорке, глава Евросовета Шарль Мишель. По его словам, эта история показала: США — недостаточно надежный союзник для европейцев, и в связи с этим руководство ЕС пытается понять, какие побудительные мотивы стали для Вашингтона главными при принятии решения перехватить контракт на подводные лодки. Шарль Мишель пошел еще дальше, указав на то, что с предыдущим президентом США Дональдом Трампом, при всей его нескрываемой неприязни к ЕС, Брюсселю работать было даже легче: Дональд Трамп был более последовательным и предсказуемым, чем Джо Байден, хотя и не считал ЕС «полезным партнером, полезным союзником». Главный вывод из этой истории для ЕС состоит в том, что Европе необходимо меньше полагаться на США и укреплять собственный оборонный потенциал, считает Шарль Мишель. «Это не направлено против наших союзников, но, если мы будем более крепкими и стойкими, это означает, что и наши альянсы будут сильнее»,— резюмировал глава Евросовета.
«Американо-французский скандал, в который втягивается и ЕС, нельзя считать аномалией. Эта история отражает фундаментальные сдвиги, происходящие в современных трансатлантических отношениях и проявившиеся еще при президенте Трампе. Фокус геополитических интересов США смещается в сторону Индо-Тихоокеанского региона, где главным соперником становится Китай, в то время как значение и роль НАТО и ЕС отходят на второй план,— пояснил “Ъ” главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.— Администрации "сонного" Джо Байдена потребовалось восемь месяцев, чтобы проснуться и уяснить новую расстановку геополитических сил, которая была "по умолчанию" положена в основу американской внешней политики при администрации Трампа». По словам эксперта, эта доктрина начала формироваться с января 2018 года, когда разразилась американо-китайская торговая война с последующей эскалацией напряженности во взаимоотношениях двух стран.
«В этих условиях европейские союзники США по НАТО вынужденно становятся не более чем "тыловым обеспечением" передовых рубежей американо-китайского противостояния, в котором основную роль начинают играть, помимо Австралии, Япония, Южная Корея и Индия»,— резюмировал Владимир Васильев.
«После смены администрации США в Евросоюзе рассчитывали найти в Джо Байдене предсказуемого надежного партнера. Уже тогда европейские аналитики предостерегали от чрезмерного энтузиазма, предсказывая, что США будут и дальше руководствоваться своими интересами, не слишком оглядываясь на союзников. Тем не менее эйфория в связи с уходом Трампа поначалу приглушила голоса скептиков. Джо Байден действительно показался Европе более удобным и открытым для диалога по многим темам»,— продолжил в разговоре с “Ъ” руководитель группы стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин.
Между тем, по его мнению, противоречия между западными союзниками и односторонние решения Вашингтона следует рассматривать сквозь призму американо-китайского противостояния и смещения фокуса мировой политики в целом в Индо-Тихоокеанский регион. «Расставленные по-новому приоритеты предполагают перенастройку союзнических и партнерских отношений, что не проходит без эксцессов. Амбиции ведущих стран ЕС сыграть заметную роль в азиатско-тихоокеанских раскладах не находят понимания в Вашингтоне. При этом в Соединенных Штатах хорошо понимают, что Европа не в состоянии выбирать между США и Китаем»,— отметил Сергей Уткин.
Впрочем, эксперт считает, что до серьезного кризиса в отношениях западных союзников дело все же не дойдет. «В условиях обострения глобального противостояния тысячи трансатлантических нитей в экономике и политике, да и базовая цивилизационная общность, становятся только важнее. Односторонние действия не создают реального риска разрыва между США и Европой, поскольку последняя в обозримом будущем к такому сценарию совершенно не готова»,— резюмировал Сергей Уткин, по мнению которого Франции и всей Европе придется в итоге «умерить амбиции и встраиваться в новую реальность».