Иностранцам посчитали такси
Выходить на российский рынок агрегаторы будут трудно и дорого
Для выхода на российский рынок такси иностранным агрегаторам придется потратить 20–30 млрд руб., что позволит занять 10%, подсчитали аналитики HSBC. Они оценивают объем самого рынка по итогам 2021 года в 866 млрд руб. Хотя у зарубежных компаний, по словам экспертов, все еще сохраняется интерес к России, ситуацию для них может осложнить новый законопроект, регулирующий отрасль.
“Ъ” ознакомился с исследованием HSBC о ситуации на российском рынке такси. По расчетам аналитиков, в случае прихода в РФ новых профильных зарубежных агрегаторов, для получения хотя бы 10% рынка им придется потратить 20–30 млрд руб. Весь рынок такси РФ по итогам 2021 года аналитики оценивают в 866 млрд руб., рост год к году составит 6%. К 2025 году этот показатель достигнет 1,06 трлн руб.
866 миллиардов рублей
составит объем рынка такси РФ по итогам 2021 года, по прогнозам HSBC
Сейчас через агрегаторы в России заказывается 60% такси, но в некоторых регионах доля не превышает 45%. По подсчетам HSBC, лидером рынка выступает «Яндекс.Такси»: его доля в целом составляет 40%, а среди агрегаторов — 67%. Но в отличие от других стран в РФ, пишут аналитики, «не сложилась дуополия и на место второго игрока претендуют "Ситимобил", "Максим" и другие».
Сейчас в стране работает только один крупный иностранный агрегатор — китайский DiDi, пришедший в августе 2020 года.
До этого в РФ присутствовал Uber, но в 2017 году создал совместное предприятие с «Яндекс.Такси» и оставил российской компании право использования бренда в стране. В 2019 году на рынок РФ вышел эстонский Bolt (в него инвестировал DiDi), запустив сервис в Петербурге. Сейчас приложение не позволяет заказать машину, а на сайте агрегатора Россия не указана как страна присутствия. В Bolt оперативно не ответили на запрос “Ъ”. Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что компания покинула страну после прихода DiDi.
Аналитики HSBC оценили российский рынок до появления законопроекта о такси (см. “Ъ” от 25 сентября). Документ, в частности, обязывает агрегаторов открывать филиалы в регионах и мониторить режим работы водителей. Кроме того, иностранные агрегаторы должны будут согласовать свою деятельность в РФ с властями страны. Такой вариант законопроекта максимально предпочтителен для отечественных компаний, говорится в аналитической записке JP Morgan (есть у “Ъ”). Проект закона может привести к негативным последствиям для DiDi как раз из-за необходимости согласовывать свою работу в России, отмечают в JP Morgan. Представитель DiDi Ирина Гущина заявила “Ъ”, что агрегатор готов принимать участие в разработке нового законопроекта.
При нынешней высокой конкуренции и изменениях в законодательстве в таксомоторной сфере выход иностранных агрегаторов на российский рынок вряд ли целесообразен, считает гендиректор «Ситимобил» Виталий Бедарев.
Такое же мнение и у аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова: «Условная доля в 10% вряд ли позволит добиться прибыльности». «Наверняка потенциальный участник рынка будет рассчитывать на большую долю, но на это потребуется больше инвестиций»,— подчеркивает эксперт. По его мнению, для DiDi сейчас нет четкой выигрышной стратегии: с одной стороны, компании нужно выходить в Москву и Петербург, но это огромные вложения, с другой — развитие исключительно в регионах увеличит рентабельность только в долгосрочной перспективе.
Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова утверждает, что интерес иностранных агрегаторов к России сохраняется. Ирина Гущина соглашается, что российский рынок такси все еще обладает достаточной емкостью. Госпожа Зарипова не видит предпосылок к монополизации рынка «Яндекс.Такси», несмотря на его лидирующие позиции. По ее словам, рынок очень фрагментарный и в разных регионах лидируют разные компании.