Вакцинация сбилась с ритма
Что тормозит прививочную кампанию
России никак не удается достичь коллективного иммунитета — проблему признали в Кремле и правительстве. Полный курс вакцинации прошли 40 млн человек, но этого недостаточно. Регионы вновь сталкиваются с ростом заболеваемости и вводят ограничения. К жесткому принуждению граждан власти не готовы, поскольку это грозит политическими рисками, полагают аналитики. Остаются ли шансы добиться достаточной иммунной прослойки? И каким образом? Подробнее об этом — Иван Корякин.
Еще в конце июня власти отказались от планов привить 60% населения к осени, сдвинув сроки на конец года. Сегодня Кремль вновь признает: уровень вакцинации «недостаточный». Кампания не просто тормозит — ее темпы снижаются на фоне резкого подъема заболеваемости. Хотя власти создали все условия: нет дефицита «Спутника V» и проблем с логистикой, «развернута полная инфраструктура», заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Но кому-то и этого оказалось мало, отмечает он: «Действительно, некоторые граждане до сих пор не приняли решение сделать прививку. Это плохо. Наверное, нам нужно более активно продолжать разъяснять, что единственное, что спасает жизнь, — это вакцинация».
Информационная кампания тоже провалена, соглашаются собеседники “Ъ FM”. Пропаганды как таковой нет, фейков о чипировании по-прежнему в избытке. А главное — сами врачи порой отговаривают от прививки, но до них тоже нужно доносить информацию, говорят эксперты.
Очевидно, борьба с «инфодемией» — необходимость, но это требует системного подхода, что трудно представить в условиях резкого подъема заболеваемости. Губернаторам для начала нужно разобраться хотя бы с этим. Регионы вводят уже опробованные ограничения наподобие удаленки и QR-кодов. В Москве это помогло привить часть горожан, но сработает ли в масштабах страны? Автор проекта «Давыдов.Индекс» Леонид Давыдов в этом сомневается: «Сейчас привито максимум россиян, больше не будет. Дело в том, что система упирается дальше в тех людей, которые составляют ее основу, глубинный народ, а он прививаться не хочет, поэтому заставлять его — крушить свою базу».
И это в том числе электорат, который, как говорят политологи, не подвел власть на минувших выборах. Именно поэтому в России невозможны французский или итальянский сценарии, где без ковид-паспорта уже не пускают на работу. Столь жесткий подход вызывал там уличные протесты, но в России власти меньше всего хотят видеть что-то похожее, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
«Сегодня в России в условиях фактического запрета массовых акций любое протестное движение становится политическим.
Поэтому кампания против вакцинации станет очень стрессовым, серьезным испытанием для власти, к которому она не готова, потому что все-таки это другие потенциальные масштабы, другая нервозность в обществе, чем те же недавние митинги».
Вот и в Кремле говорят, что на федеральном уровне жесткие сценарии не обсуждают, все полномочия есть у губернаторов. Их американские коллеги, к слову, пользуются ими вовсю: бесплатные порции пива, лотерейные билеты, пожизненные лицензии на оружие и даже самокрутки с марихуаной. Бонусы зависят от местных законов и фантазии губернаторов. В Москве, конечно, тоже разыгрывали автомобили раз в неделю, но больший эффект, кажется, дала принудительная вакцинация сотрудников бюджетных организаций.
Так что у властей не такой большой арсенал, как может показаться. Но шансы привить 70% населения до конца года все же есть, говорит ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова: «Если только подключится вся наша медицинская элита, поскольку в устах других убедительности нет. Если вместе будем бить по всем фронтам, работа будет носить системный характер, а Минфин, который сейчас утверждает бюджет в Думе, выделит на это дополнительные деньги, то тогда этого возможно достичь».
Представить такое, может, и непросто, но разве есть другой выход? Слишком жесткие действия вызовут нежелательные протесты, которые могут стать и политическими. Мотивация пока не дала серьезного эффекта. Возможный ввоз иностранных вакцин, пожалуй, убедил бы тех, кто не доверяет отечественному производству, но это нежелательно по идеологическим причинам. Что это значит для всей страны? Как минимум то, что пандемические условия жизни с ограничениями на спортивных соревнованиях или запретом на уличные акции из-за COVID-19 могут сохраняться годами.