Изобретатель-самоучка стал жертвой профессуры
«Делом Кузнецова» занялись Агитпроп и Ревтрибунал
Летом 1920 года в аудитории Московского университета общественный суд из представителей профсоюзов рассматривал дело рабочего-изобретателя А. Л. Кузнецова. В частности, речь шла о пропеллере (винте) к аэроплану.
Кузнецов добивался признания за ним прав изобретателя на один тип винта, а ученые эксперты в разных инстанциях отрицали его авторство и вообще отказывались признать его изобретателем винта. Никакого решения принято не было. По мнению заведующего Агитпропом ЦК РКП (б) Л. С. Сосновского, причиной этому было то, что суд был созван заинтересованными сторонами из Научно-Технического Отдела ВСНХ.
Кузнецов — сын крестьянина, выучился на столяра. Не имея никакого формального образования, он занялся починкой авиационных пропеллеров уже на заре российской авиации. Вместо дорогостоящих привозимых из-за границы винтов из красного дерева и ореха он стал делать винты из русского материала — клена. Потом усовершенствовал винт НЕЖ, названный по имени скончавшегося в этом году профессора Н. Е. Жуковского. Патент на винт НЕЖ принадлежал профессорам Жуковскому и Ветчинкину.
Кузнецов попытался получить патент на свой винт, но ему было отказано на основе заключений экспертов. При этом Ветчинкин вместе с Жуковским решили выплачивать столяру Кузнецову 1/3 своих патентных отчислений. Согласно письму Ветчинкина Кузнецову, «за те винты, на которых установлена ваша переходная часть».
Научно-Технический Отдел ВСНХ и Комитет изобретений не помогли изобретателю-самоучке отстоять свои права, приняв сторону профессоров, считающих, что Кузнецов никакой не изобретатель.
Зав Агитпропом Сосновский в статье, опубликованной в «Известиях», пишет: «Прошу: 1) Научно-Технический отдел ВСНХ в недельный срок признать за Кузнецовым авторское право на “винт Кузнецова”. 2) Выдать ему достаточно приличное вознаграждение в переводе на довоенный масштаб за услуги, оказанные российской авиации, и в поощрение таланта-самородка, который занимает сейчас должность инженера (!) — конструктора, не кончив даже сельской школы! 3) Главкоавиа должна передать Кузнецову в аренду или под его руководство Аэротехнический завод №8, которым он раньше руководил для широкой постановки работы. 4) Средства передвижения, теплую одежду и возможность работать».
Президиум московского Революционного трибунала постановил возбудить в порядке судебного следствия дело против лиц, сознательно тормозивших дело технического усовершенствования в области авиации путем абсолютного игнорирования талантов-самородков, жертвой которого оказался рабочий Кузнецов, изобретатель аэровинта.
Ревтрибунал обращается с просьбой ко всем учреждениям и товарищам с просьбой весь имеющийся у них материал направлять по адресу: Б. Лубянка, д. 18, в президиум Трибунала.
О «деле Кузнецова» писала газета «Правда» 18 и 20 октября 1921 года.