Погрузка в санитарных условиях
Карантинные меры в Китае мешают ОАО РЖД заработать на высоком спросе
ОАО РЖД продолжает наращивать погрузку: прирост по итогам трех кварталов составил 3,7% к тому же периоду 2020 года, и сейчас отставание от показателей 2019 года минимально. Драйвером роста остается погрузка угля, мировые цены на который взлетели до многолетних максимумов и продолжают расти на фоне энергокризиса в зарубежных странах. Однако, по мнению экспертов, капитализировать в полной мере этот повышенный спрос не удастся из-за инфраструктурных ограничений в РФ и санитарных — на границе с КНР.
Погрузка на сети ОАО РЖД в сентябре выросла до 106,4 млн тонн — на 1,2% к 2020 году и на 0,4% к допандемийному 2019 году, сообщила монополия. За январь—сентябрь компания перевезла 956,2 млн тонн грузов.
Это на 3,7% больше, чем за тот же период 2020 года, и практически столько же, сколько было перевезено за три квартала 2019 года (отставание составляет 0,0003%).
Под влиянием взлетевших цен на уголь на мировых рынках погрузка этого сырья продолжает расти. За три квартала она увеличилась на 8,1%, составив 276,9 млн тонн и 28,9% в общей погрузке. В сентябре она опережает и уже достаточно высокий уровень 2020 года (на 2,3%), и уровень сентября 2019 года.
Погрузка нефтепродуктов выросла на 2,6% к январю—сентябрю 2020 года, до 160,1 млн тонн, и заметно приросла конкретно в сентябре — на 10,7%, до 17,6 млн тонн. Однако отставание от допандемийного 2019 года не преодолено ни в месячном, ни в трехквартальном выражении — погрузка ниже на 5,4% и 7,3% соответственно. И это с учетом того, что и в январе—сентябре она падала относительно того же периода 2018 года.
В этом году растут перевозки металлургических грузов — черных металлов, руды и лома, заметно выросли перевозки кокса и цемента, на 3,1% увеличились по итогам января—сентября перевозки минудобрений. При этом сократились перевозки зерна — на 1,5% к январю—сентябрю 2020 года и на 22,6% к сентябрю 2020 года. Погрузка зерна во втором полугодии 2020 года находилась на очень высоком уровне. При этом относительно 2019 года она идет с приростом на 14,3% в сентябре и на 22,4% по итогам трех кварталов. Снижается и погрузка стройматериалов — в январе—сентябре она упала на 4,6%, до 97,1 млн тонн.
ОАО РЖД летом улучшило прогноз погрузки на 2021 год, повысив ожидаемый показатель прироста с 1,6% до 3,3%, до 1284,5 млн тонн. В прогнозе социально-экономического развития все еще зафиксирована прежняя, более консервативная оценка ОАО РЖД — 1263,8 млн тонн.
По мнению замгендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, существенно нарастить объемы погрузки за счет энергокризиса в Европе и Азии не удастся.
Он напоминает, что в последние месяцы 2020 года погрузка находилась на высоком уровне, и сейчас рост был бы возможен только за счет дополнительных пропускных и провозных способностей. С другой стороны, объемы перевозки ограничиваются из-за новых санитарных мер, введенных Китаем на фоне очередного ухудшения эпидемиологической обстановки: сейчас страна ограничила передачу через погранпереходы даже угля в контейнерах, говорит господин Савчук. По нефтепродуктам возможен незначительный рост из-за низкой базы конца 2020 года, когда в отличие от угля не было резкого роста погрузки. Но в целом, по мнению Владимира Савчука, имеет смысл ожидать роста погрузки по итогам года на уровне 2,7–2,9% с восстановлением объемов 2019 года, но без существенного прироста к ним.