Осужденные просят КС рассмотреть УДО в открытом режиме
Заключенные поддерживают жалобу на отсрочку возможного освобождения после замены наказания
Заключенные нескольких исправительных колоний Омска, Томска и Новосибирска просят председателя Конституционного суда России (КС) Валерия Зорькина провести открытое рассмотрение жалобы на механизм пересчета условно-досрочного освобождения (УДО). Об этом “Ъ” сообщила глава юридического департамента фонда «Русь сидящая» (внесен Минюстом в реестр иноагентов) Ольга Подоплелова. Осужденные протестуют против практики «обнуления» срока, после которого можно ходатайствовать об УДО, при замене, к примеру, лишения свободы в колонии на принудительные работы.
В обращении к председателю КС более 240 осужденных, которые находятся в исправительных центрах и могут рассчитывать на УДО, просят «восстановить справедливость в деле Ильи Ерехинского» и «не отнимать право на возможность скорейшего возвращения домой». Как ранее сообщал “Ъ”, в ноябре 2016 года Кингисеппский городской суд приговорил Илью Ерехинского к 4,5 года лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть (ч. 4 ст. 111 УК). В 2019 году Тосненский городской суд заменил это наказание на принудительные работы — когда осужденные проживают и трудятся в специальных исправительных центрах.
Вскоре после этого мужчина подал ходатайство об УДО, поскольку отбыл необходимые две трети срока. Однако Колпинский райсуд указал, что теперь срок, необходимый для УДО, отсчитывается заново — с первого дня принудительных работ. После этого Ерехинский пожаловался на механизм расчета УДО в Верховный суд, но тот признал правомерность «обнуления» срока УДО.
Юристы «Руси сидящей» указывают, что Илья Ерехинский — первый, кто смог дойти до Верховного суда с подобной жалобой, однако проблема расчета УДО касается «тысяч осужденных по всей стране».
В июле 2021 года адвокаты Ильи Ерехинского пожаловались в КС. Они оспаривают конституционность норм, которые позволяют при замене назначенного приговором наказания более мягким «обнулять» исчисление срока и начинать отсчет заново. Госпожа Подоплелова пояснила “Ъ”, что судьба жалобы на момент обращения заключенных к председателю суда неизвестна: «В сентябре прошли первые заседания по докладам секретариата (КС.— “Ъ”), но мы до сих пор не знаем точно, что происходит с жалобой,— пояснила госпожа Подоплелова.— На сайте суда сказано, что жалоба на рассмотрении судей, но это может означать все что угодно: либо докладчик изучает жалобу, либо секретариат подготовил отказное определение, которое могли даже утвердить, но еще не опубликовали».
В обращении, направленном на имя Валерия Зорькина, осужденные заявляют, что не должны повторно «заслуживать» условно-досрочное освобождение и «уже доказали, что готовы стать достойными представителями общества».
«Мы знаем, что замена одного режима другим не является отменой одного наказания и назначением другого, мы не могли представить, что окажемся гораздо дальше от дома, чем были тогда, когда отбывали наказания в колониях»,— пишут заключенные.
Ранее Ольга Подоплелова уточняла, что в России работают 17 исправительных центров и 70 изолированных участков, в которых находятся 5437 осужденных к принудительным работам; по статистике ФСИН, около 190 тыс. заключенных имеют основания подать ходатайство о переводе на принудительные работы.